Швецова Людмила Ивановна - Личный сайт. Блог Людмилы Швецовой

Обо мне

Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов и не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной...

«Ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее для жизни, как хорошее воспоминание, особенно вынесенное из детства... Если много набрать таких воспоминаний, то спасен человек, на всю жизнь спасен...» - эти слова Алеши Карамазова, произнесенные в эпилоге великого романа Ф.М Достоевского, наиболее точно объясняют: почему статусный и влиятельный в исполнительной власти человек сохранил в себе умение сочувствовать и сострадать человеческим проблемам и бедам, хотя собственная взрослая жизнь получилась совсем уж не такая безоблачная, как может показаться на первый взгляд.

... В детстве Людмилы Ивановны Швецовой происходило столько разнообразных событий и дел, что хороших воспоминаний с лихвой хватило бы не на одну человеческую жизнь.

Ее отец был человеком военным, и потому семья, как того требовала служба, часто переезжала с места на место. Алма-Ата, Ташкент, Карши, Гуково (Ростовской области), Ростов-на-Дону: вот далеко не полная карта путешествий по великой и многонациональной стране. Такая активная смена мест принесла Людмиле не только много ярких впечатлений, но, вероятно, и определила внутренний ритм будущей жизни. Постоянная жажда делать что-то новое, интересное, как можно больше увидеть и узнать захватило ее еще в дошкольном возрасте.

В школе у будущего первого заместителя Мэра Москвы по всем предметам были пятерки, кроме поведения. Победительница многочисленных математических и языковых олимпиад могла, например, собрать весь класс и увести его с урока по той простой причине, что ребятам не нравилась гражданская или нравственная позиция учителя. Поэтому так называемый «ковер» школьного педсовета знаком ей не понаслышке. В общественной работе честолюбивая отличница всегда хотела выполнять самые высокие обязанности. Если в школе, скажем, создавался музей, то Людмила обязательно была главной и в этом деле. Причем она личным примером показывала, с какой самоотверженностью нужно искать музейные экспонаты. Как-то, самостоятельно добыв первый, как ей казалось, бюст Рихарда Зорге, она гордилась этой находкой ничуть не меньше, чем участники знаменитых археологических экспедиций Шлимана своими открытиями. К тому же, активистка была еще и старостой класса, председателем совета пионерской дружины, а позже и секретарем школьной комсомольской организации.

Но, как ни странно, Людмила без особого напряжения выдерживала на своих девичьих плечах весь этот общественный груз разнообразных дел и обязанностей, напротив, ей было по-настоящему этого мало! Она целенаправленно искала, что бы еще можно было сделать и как еще разнообразить клокочущую вокруг жизнь. И вот однажды бойкая пятиклассница, одна, по собственной инициативе, минуя все милицейские кордоны, появилась в кабинете секретаря обкома ВЛКСМ.

-    Валентина Григорьевна, у нас в пионерской дружине очень скучно. Что вы могли бы посоветовать?
-    Собирайте металлолом.
-    Из нашего металлолома уже сделали паровоз.
-    Хм. А детям Алжира помогали?
-    Что такое Алжир?

Секретарь обкома объяснила, что Алжир - это страна на севере Африки, где идет война, и дети там остались без учебников, тетрадей и ручек. Дома отец прочитал дочери подробную лекцию про Алжир и обвел на карте мира эту страну красным цветом. На следующий день в школе была развернута бурная деятельность по организации помощи детям войны. Людмила обошла все классы с помеченной картой, подробно и эмоционально изложив папину лекцию. Молнии на доске объявлений призывали школьников нести в пионерскую комнату ручки, тетради, ластики, словом все, что могло бы пригодиться несчастным детям далекой страны. Но поступившие тетрадки оказались помятыми, ластики грязными. Выход был один - купить все новое.

И вот пионерский лидер, вспомнив свои ранние режиссерские опыты, поставила спектакль «Золушка», где сама, к тому же довольно талантливо, сыграла мачеху. Этот спектакль ребята показывали по три раза в день при цене билета 20 копеек. Билеты юный режиссер-организатор печатала дома вместе с родителями, используя для этого самодельную печать, вырезанную с папиной помощью из обычного школьного ластика. Это был первый самостоятельный, хотя и не вполне законный для школьников бизнес. Но именной благодаря этой антрепризной акции, новые школьные принадлежности для отправки алжирским детям все-таки были закуплены.

-    Стереть память - это все равно, что стереть часть себя, и, может быть, лучшую часть. Когда сегодня кто-то критикует ту жизнь в пионерских и комсомольских организациях, я просто им сочувствую. Я же по-настоящему горжусь тем, что мое детство прошло в этих организациях и вызывает только самые светлые и добрые воспоминания. Кстати, те стенные газеты, молнии и печати я до сих пор храню дома, как самые ценные семейные реликвии.

Для Людмилы Ивановны с ее разносторонними устремлениями открывалось много возможностей во взрослой жизни. Круглая отличница выбрала математическую школу, окончив ее с медалью, и, что удивительно для 1967 года, еще и с дипломом профессионального программиста. Заняв первое место на университетской олимпиаде, она имела право поступать в университет без экзаменов. Однако подобная перспектива не совпадала с высотой душевных устремлений. Предпочтение талантливой выпускницы было отдано направлению для поступления в МГИМО, полученному от обкома партии, которое, кстати, было единственным, выданным в тот год направлением от Ростова-на-Дону. Тогда-то Людмиле в первый раз в жизни довелось столкнуться с дискриминацией по признаку пола. В приглашении на экзамены была приписка от руки: «Мы принимаем до одного процента школьников, а девочек не принимаем вообще».

- Если бы тогда я была заядлой феминисткой, то наверняка подала бы в суд.

Но подобных мыслей в те времена не могло даже и возникнуть, а потому девушка вынуждена была пойти в Харьковский авиационный институт, за компанию со знакомыми ребятами, которые, в отличие от нее, действительно были увлечены самолетами. Первые два экзамена были сданы на отлично, и Людмилу приняли в институт без сдачи последующих экзаменов. Но что делать с характером, который всегда находит для себя особые ситуации! Вот и в Харькове не обошлось без оригинального факта. Дело в том, что друзья сдавали экзамены не так успешно, как она, и тогда потенциальная студентка пришла в деканат и попросила отдать полученные ею оценки в пользу приятелей, так как учеба в этом ВУЗе для них гораздо важнее, чем для нее. Такой «финт», конечно же, не прошел. Но вот ведь парадокс: в дальнейшем Людмила (что уж делать, такая натура) просто влюбилась в авиацию, и не только успешно окончила институт, но и распределилась в ОКБ Антонова в Киеве, где разрабатывали редкие по тем временам самолеты «Руслан».

Кандидатская диссертация на тему самолетных конструкций была почти написана, но Людмила Ивановна все больше и больше осознавала, что техника - это не совсем ее дело. После того, как она стала заместителем секретаря комсомола авиационного завода, карьера стремительно пошла вверх: работа вторым, затем первым секретарем райкома комсомола, потом - в ЦК комсомола Украины выросла от завотделом до секретаря, и, наконец, деятельность в ЦК ВЛКСМ по вопросам учащейся и студенческой молодежи. В этой сфере деятельности опыта у Людмилы Ивановны было хоть отбавляй. Стоило лишь вспомнить самое лучшее из своего бурного пионерского детства и комсомольской юности и попытаться воплотить все это в жизни, только на новом, более высоком уровне.

Впрочем, и здесь не обошлось без эксцессов. В научном городке Ленинградского района города Киева молодые ученые занимались самодеятельной песней, которая, по определению, предполагала некоторые творческие вольности. Именно из-за них Людмила Ивановна и получила свой первый выговор по партийной линии. Ее даже вызывали в КГБ и обвиняли в том, что она способствует антисоветской пропаганде. Секретарю райкома пришлось приложить немало усилий, чтобы этот авторский клуб не закрыли.

Она заведовала отделом в Верховном Совете СССР, руководила аппаратом секретариата первых съездов народных депутатов и даже получила редкое по тем временам предложение войти в состав Политбюро, но, по собственным соображениям, отказалась. Когда же в одночасье, как колосс на глиняных ногах, рухнул Советский Союз, Швецова оказалась одной из тысяч постсоветских безработных.

- В то непростое время неизбежных перемен огромное количество профессионалов было попросту выброшено из социально активной жизни. Клеймо партии и комсомола стало запретом на профессию. Наиболее рьяные демократы предлагали даже руководителям оркестров в обязательном порядке запретить музыкантам, имевшим когда-то партбилеты, исполнять партии первых скрипок. Словом, мы, как всегда, оказались сильны низкопробными крайностями.

Шесть месяцев Людмила Ивановна не получала зарплату. А подвернувшаяся работа в банке хоть и принесла материальное облегчение, но отнюдь не способствовала моральному удовлетворению, ибо масштаб мышления у Л.И. Швецовой был совсем иной и явно не вмещался в узкие рамки рядового обезличенного исполнителя. Но нет худа без добра: высвободившаяся созидательная энергия позволила Людмиле Ивановне защитить в Московском социальном университете диссертацию на тему «Интеграция женщин в политику». В этой работе она, исследовав как зарубежный, так и отечественный опыт, высказала целый ряд рекомендаций, направленных на активизацию женщин в политической и социальной сферах жизни государства. Вообще, тот период жизни оказался для Людмилы Ивановны периодом глубокого научного и нравственного желания по-настоящему помочь молодым женщинам выйти на серьезный уровень принятия социально значимых для страны решений.

В 1994 году ей предложили возглавить в Правительстве Москвы Департамент (впоследствии Комитет) общественных и межрегиональных связей. Эта работа проходила не только под знаком сохранения и возрождения всего самого лучшего, что было выработано в нашей стране, но и создания принципиально новых отношений в измененных социально-экономических и исторических условиях. В первую очередь, усилия Людмилы Ивановны были направлены на построение позитивного диалога между многочисленными общественными организациями, в том числе и национальными, а также на поиск созидательных отношений между ними и властью.

- Как ни удивительно, но нам все-таки удалось организовать жизнь в Москве без существенных социальных, межнациональных и общественных конфликтов. Может быть, это получалось потому, что сумели своевременно предвосхитить возможные негативные события и адекватно реагировать на малейшие изменения в умонастроении столицы. На первый взгляд, эта работа вроде бы и незаметна, но для того, чтобы Москва жила в относительном спокойствии, поверьте, делается огромная работа.

К тому же, бывший комсомольский и пионерский лидер вот уже 15 лет возглавляет «Ассоциацию исследователей детского движения», где проводится серьезный анализ всех достоинств и недостатков детских организаций.

-Делается это для того, чтобы создать концепцию будущего развития детского движения. Ведь после разрушения прежних организаций, у детей не стало той базы, на которой они могли бы проводить нормально организованный досуг. По статистике, 45% детей - это социально активная группа. И если им не дать реализоваться так, как когда-то мне, то известно, куда они попадут со своим стремлением быть впереди. По-моему, беспризорность, безнадзорность, бездуховность, несформированностъ гражданской позиции - это все следствие отсутствия хорошо продуманных детских организаций.

Помните, как писал Авраам Линкольн: «Давайте верить в то, что сила на стороне правды; пусть эта вера поможет нам исполнить наш долг так, как мы его понимаем»? А потому сейчас в Москве и других регионах страны довольно успешно реализуется разработанная Ассоциацией концепция по созданию специальных детских организаций различных направлений. Думается, что это вовсе не возврат в прошлое, а переосмысленное движение к будущему.

Сегодня, глядя сквозь годы, жизнь Людмилы Ивановны Швецовой представляется удивительно созидательной и цельной. Незыблемые ценности, вынесенные ею из детства, воплощаются сегодня с неукротимой энергией и наполняют жизнь как детей, так и взрослых верой, терпимостью и устремленностью к высшему началу.

- Нравственный опыт развития любого общества гласит, что истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов и не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. Наше будущее - это дети, и только от нас зависит, как и при каких условиях это будущее формируется.

Елена Добрюха из книги «Портреты. Личность, дела и судьбы». М., 2007. С.170-173.

Вы находитесь здесь: Обо мне Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов и не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной...
Техническая поддержка сайта

 

 

Рейтинг@Mail.ru