Швецова Людмила Ивановна - Личный сайт. Блог Людмилы Швецовой

Статьи и мысли

Фонд помощи людям

Интервью со мной в журнале "Крестьянка":

-    Людмила Ивановна, а в детстве вы кем мечтали стать?
-   Недавно мне припомнился случай из моей детской жизни, когда на обычный вопрос взрослого: «Кем ты хочешь стать, девочка, когда вырастешь?», вдруг к удивлению мамы с папой ответила: «Тетенькой Фурцевой». Самое поразительное, что в конце девяностых годов меня приглашали занять пост именно министра культуры России.

Предложение соблазнительное. К чему лукавить? Но я все-таки не стала тем министром. Мне, как искушенному человеку, давно пребывающему в высших эшелонах власти, было очевидно, что дни того правительства сочтены. И все-таки, несмотря на те детские заявления, я, конечно же, не готовилась к министерским должностям. Училась легко, была комсоргом школы, диктором на детском телевидении и радио, Мне хотелось быть то артисткой, то дипломатом. После окончания школы в Ростове-на-Дону отправила документы в Москву для поступления в Институт международных отношений. Но на фирменном бланке с вызовом на экзамены была приписка от руки: «Женщин на дипломатические специальности не принимают». Стало как-то обидно и оскорбительно. Но до сих пор я благодарна неведомому автору приписки. В результате я поступила в знаменитый Харьковский авиационный институт. Серьезное техническое образование развило аналитические способности, это очень помогло мне в жизни. Но мой общественный темперамент привел меня на высокие должности в комсомоле, затем в Правительстве СССР.

-    Вашей карьере завидуют?

-    Завидуют больше те, кто видит меня в президиуме или выходящей из служебной машины с маяком и не видит, как после длинного трудового дня я загружаю в машину десятикилограммовый чемодан с документами и еду домой. А там снова работаю до поздней ночи. И часто просыпаюсь с теми же мыслями, с которыми засыпала. Думаю, тот, кто знает эту сторону жизни крупного руководителя, вряд ли сильно завидует.

-    Как вы считаете, есть особый «талант руководителя»?

-    Распространено мнение, что во власть идут люди, которым не удалось достичь чего-то вразумительного в своей основной профессии. Но это не так. На мой взгляд, чтобы быть руководителем, надо уметь зажигать других. А как зажечь, если сам не горишь? Я точно помню, еще со школьных лет мне всегда хотелось быть лидером. Не могла спокойно смотреть, как в школе или позже в институте люди пребывают в спячке и скуке. Стремилась всех расшевелить, устроить праздник! Мне все было интересно - люди вокруг, то, что происходит в мире. Меня увлекало то строительство первых молодежных домов, то создание молодежных клубов. В те годы все было очень непросто, приходилось много чего доказывать. Все время было ощущение оков на ногах: хотелось идти быстро, и силы для этого были, а не давали. Но я не унывала, не оставляла попыток. И многое удавалось! А уж когда пригласили на работу в Москву, как я была счастлива. Вот где масштаб, вот где можно развернуться! Москва есть Москва.

- Как вы относитесь к молодым людям, которые хотят сделать карьеру, подобную вашей?

- На сегодняшней своей должности я оказалась по воле судьбы. Однако ничего не вижу плохого, если человек еще в юности ставит себе цель - сделать карьеру госчиновника, политика или даже стать президентом. Другой вопрос, что слово «чиновник» в России, к сожалению, почти всегда звучит как ругательство. На самом деле это всего лишь профессиональный управленец! И чем больше будет молодежи, которая идет на госслужбу не ради того, чтобы карман набить или удовлетворить личные амбиции, а для того, чтобы, самореализуясь, делать жизнь людей лучше, тем здоровее будет общество и выше авторитет власти.

Кстати, по поручению Лужкова я курирую проект под названием «Студенческое правительство дублеров». Право стать дублером студенты завоевали, пройдя жесткий конкурс. Я встречаюсь с ними, пытаюсь понять их настроения, мотивацию. Ребята бывают на заседаниях правительства, мы показываем им жизнь города без прикрас, но желание работать у них не иссякает. Мы были бы рады, если бы из них выросли и мэры, и заместители мэра, и министры правительства. Пришло новое поколение, которое не пребывает в мечтах, а с юных лет целенаправленно строит карьеру. Мне это импонирует.

-    Какими личными качествами должен обладать человек, идущий во власть?

-    Я люблю пример о конвейере, где производят микросхемы. На нем нельзя работать тем, у кого склонность к потливости рук. Человек ведь не виноват в этой особенности организма, но ему на конвейер нельзя. Точно также человек может быть суперобразованным, суперответственным, но он черствый, не любит людей. Значит, власть ему категорически противопоказана. Пусть работает в другом месте, пусть хорошо там зарабатывает. Только не надо идти во власть, если люди, их проблемы вызывают раздражение. А еще люди во власти должны быть чистоплотными и хорошо разбираться где твой карман, а где государственный. У нас иногда эти карманы путают даже очень профессиональные специалисты, что, как ничто другое, дискредитирует власть.

- Скажите по возможности откровенно: как чувствует себя женщина в высших эшелонах власти?

-   Если откровенно - чувствует она себя непросто. И не потому, что не умеет или ей не дают работать, а потому, что ей каждый день приходится доказывать, что она не хуже мужчины. Мужчинам же доказывать ничего не надо. Но женщины во власти необходимы. Они больше соответствуют социальной сфере и своей природой, и образом жизни, и житейским опытом. Правда, среди женщин-политиков и бизнес-вумен встречаются такие, которые смущаются того, что они женщины, и стремятся подстраиваться под мужской стереотип. А им бы понять, что нам, женщинам, больше дано. Мы - самая красивая часть человечества. А тем, кто ощущает себя неуютно в мужских структурах власти, надо преодолевать свои комплексы и учиться выстраивать отношения с коллегами-мужчинами.

-    Вы это умеете?

-   Думаю, если у меня нет личного дискомфорта, то все в порядке. У меня всегда вызывают восхищение женщины, которые находятся с собой в гармонии. И неважно, кто эта женщина: большой начальник или мать семейства. Когда женщина гармонична, это сразу заметно. Несмотря ни на что – ни на сложности жизни, ни на неудовлетворенность, ни даже на трагедии. Считаю, красота женщины приумножается, а может быть, вообще рождается, с улыбкой. Если женщина подобна невозмутимому сфинксу, с застывшим лицом, без следа улыбки, она мне неинтересна. Мое внимание привлекают живые, доброжелательные, обаятельные женщины, которые не стесняются быть женщиной.

-    Как складывается ваш обычный рабочий день?

-   Очень просто. Встаю в 6 утра. Короткая зарядка, утренние процедуры. В последнее время я, правда, стала по утрам еще работать с письмами москвичей и с сообщениями с моего личного пейджера, потому что, начитавшись всего этого на ночь, плохо сплю. Выезжаю из дома без десяти восемь. Все знают: с восьми до девяти мне можно звонить в машину. Этот час в дороге провожу в телефонных переговорах, решаю какие-то вопросы, даю поручения. График моего рабочего дня хорошо, если составлен по получасовкам, а бывает и по 15-минуткам. Это и совещания, и заседания, и рабочие встречи. В течение недели принимаю очень много людей, представителей организаций, учреждений, творческих союзов и др. Вечерами, как правило, выезжаю на мероприятия, связанные с юбилеями, праздничными торжествами, с открытием фестивалей, дней культуры и т.п. Иногда думаю: надо бы поумерить свою активность, но люди расстраиваются, если к ним не приезжает представитель московского правительства. Поэтому иногда еду через «не могу». Возвращаюсь домой около 9 вечера, естественно, все с тем же чемоданом в 15 кг, и до половины первого ночи смотрю документы. Потом немного сплю. Слава Богу, что он послал мне нормальный сон. Я быстро восстанавливаюсь. Суббота у нас рабочий день - объезды города либо с мэром, либо по своей программе.

-    А когда же при таком графике отдыхать?

-    Даже в субботу, а в воскресенье тем более, успеваю и поплавать, и погулять, что-то сделать в доме, почитать, встретиться с друзьями, пообщаться с близкими. Люблю угостить их вкусным обедом. Готовлю я, по мнению друзей, на уровне высшего пилотажа. Особенно удаются супы. Мои фирменные - украинский борщ, русские щи, французский луковый суп. Не люблю эти новомодные фуршеты. У меня на столе салаты, холодец, фаршированная рыба и, конечно, пироги. Не представляю воскресное утро без аромата свежеиспеченных пирогов. Так заведено у нас в семье еще от мамы и бабушки. Отпуск беру два раза в год, то есть положенный отпускной период делю пополам. Лучше всего отдыхаю в Вологодской области. В Кирилловском районе есть одна деревенька, неподалеку от Ферапонтова монастыря, где находятся фрески Дионисия. Несколько лет мы снимаем там деревенский дом. Вот в этой-то красоте - природной, рукотворной, духовной - отдыхаю.

-    Какую последнюю книгу прочитали?

-   Не улыбайтесь, сказки Бажова. Очень люблю сказки. Да вот вчера мне попались два таких любопытных сборника - «Женщины о себе, о любви и о мужчинах» и «Мужчины о себе, о любви и о женщинах». В них сопоставляется и противопоставляется мужское и женское восприятие мира. Часто перечитываю «Темные аллеи» Бунина. Знаю их почти наизусть. Русскую классику постоянно читаю, перечитываю. Совсем недавно это были Чехов и Ключевский.

-    Вас заботит, как вы выглядите?

-  Признаюсь, утром долго обдумываю, как одеться, причесаться, нанести макияж. И не только из-за того, что я как всякая женщина люблю принарядиться. Каждый мой день - словно выход на сцену. Если появлюсь в непотребном виде на людях, то скажут «не уважает», или по Москве поползет слух, что с Людмилой Ивановной что-то случилось. Внешний вид деловой женщины должен быть уместен. Можно быть потрясающе модной, но прическа, какой-нибудь там «взрыв на макаронной фабрике», совершенно не соответствует деловой обстановке. В результате - одни насмешки. Я не могу прийти в не отглаженном костюме и всем рассказывать, как я, бедная, устала, какой тяжелый день у меня был, как страдаю от нехватки времени. Это никому не интересно! Я всегда должна быть подтянутой, модно одетой, хорошо выглядеть, улыбаться.

-    Людмила Ивановна, представьте ситуацию - вам вдруг сказали: «Спасибо, вы все, что могли хорошего и доброго, уже сделали. Теперь вы свободны!»

-    Я, конечно, расстроилась бы оттого, что кому-то показалось, будто бы я сделала уже все из того, что могла. Но твердо знаю, что никому не рассказала бы об этом. И сразу же стала бы заниматься в другом качестве и в каких-то других структурах тем же, чем занималась всю жизнь, - помощью людям. Я даже уже придумала название - «Фонд помощи людям». И обязательно его когда-нибудь организую.

Записала Лариса ВЛАДИМИРОВА
Крестьянка. 2006. Август. С.14-17

Вы находитесь здесь: Статьи и мысли Фонд помощи людям
Техническая поддержка сайта

 

 

Рейтинг@Mail.ru