Проект закона "Об образовании" - Глава 13

Глава 13. Проекта закона «Об образовании» - Экономическая деятельность в сфере образования.

Статья 103. Принципы экономической деятельности в сфере образования

Экономическая деятельность в сфере образования основывается на следующих принципах:
1) признание равенства и конкуренции субъектов, осуществляющих образовательную деятельность (организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность);
2) признание свободы граждан в принятии решения о получении образования соответствующего уровня и направленности, в выборе организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность, а также образовательной программы и формы обучения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом;
3) обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность, открытости, общедоступности и полноты информации о ведущейся ими образовательной деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом;
4) финансовое обеспечение расходных обязательств по оказанию государственных услуг в сфере образования и иных сферах, предусмотренных уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, и направленных на цели, ради которых такая организация создана.

Статья 104. Финансовое обеспечение оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере образования

1. Финансовое обеспечение оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом установленного разграничения расходных полномочий в сфере образования между различными уровнями власти в Российской Федерации на основе нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг.
2. Нормативные затраты оказания государственной (муниципальной) услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, виду и направленности образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, категории (при ее наличии), сетевых форм организации образовательного процесса, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также иных особенностей организации образовательного процесса в расчете на одного обучающегося.
Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования включают затраты на оплату труда педагогических работников с учетом соотношения учебной (преподавательской) и другой работы в соответствии с частью 7 статьи 48 настоящего Федерального закона, а также с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
При установлении правил определения нормативных затрат оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере образования по программам бакалавриата (академического, прикладного) и программам специалитета учитываются результаты вступительных испытаний лиц, зачисленных в образовательную организацию для обучения по указанным образовательным программам в году, предшествующем очередному финансовому году.
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета финансируется обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования не менее чем восьмисот студентов в расчете на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации.
Для малокомплектных и (или) сельских образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере образования должны учитывать затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят образовательные организации к малокомплектным образовательным организациям исходя из их удаленности от иных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.
3. Нормативные затраты оказания государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Нормативные затраты оказания государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются в порядке, определенном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Нормативные затраты оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов муниципальных районов и городских округов устанавливаются в порядке, определенном органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Статья 105. Контрольные цифры приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

1. Число обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяется на основе контрольных цифр приема граждан на обучение по указанным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - контрольные цифры приема).
2. Контрольные цифры приема распределяются по результатам публичного конкурса и устанавливаются организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.
3. Порядок установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования контрольных цифр приема определяется:
1) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета -Правительством Российской Федерации;
2) за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации основных профессиональных образовательных программ, вправе осуществлять в пределах установленных им контрольных цифр приема целевой прием по направлениям органов государственной власти или органов местного самоуправления в целях содействия им в подготовке кадров соответствующего уровня образования в порядке, установленном в соответствии с частью 8 статьи 57 настоящего Федерального закона.

Статья 106. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических и юридических лиц

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.
Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ (части образовательной программы) по заданию и за счет физического или юридического лица (заказчика) на основании договора об оказании платных образовательных услуг.
Доход от платных образовательных услуг используется такой организацией в соответствии с уставными целями.
2. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, возвращаются лицам, оплатившим такую образовательную деятельность.
3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации основных образовательных программ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и юридических лиц, не предусмотренную установленным государственным (муниципальным) заданием или соглашением о предоставлении субсидии на возмещение нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации основных образовательных программ, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Статья 107. Имущество образовательных организаций

1. Образовательные организации должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также связанной с ней иной предусмотренной уставом деятельности.
2. Земельные участки предоставляются образовательным организациям в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.
3. Образовательная организация несет ответственность за сохранность и эффективное использование имущества.
Контроль деятельности образовательной организации в этой части осуществляется коллегиальными органами управления образовательной организации в соответствии с уставом образовательной организации, а также ее учредителем или собственником имущества.

Статья 108. Особенности распоряжения результатами интеллектуальной деятельности образовательных организаций

1. Образовательные организации своими силами и за свой счет осуществляют учет творческого труда работников и обучающихся по созданию результатов интеллектуальной деятельности, а в отношении результатов интеллектуальной деятельности, обладателем исключительных прав на которые является образовательная организация, - также оформление прав на них.
2. Образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными и автономными учреждениями, имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям. При этом уведомление о создании хозяйственного общества должно быть направлено указанной в настоящей части образовательной организацией высшего образования в течение семи дней со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества.
3. Указанные в части 2 настоящей статьи образовательные организации высшего образования в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности (программы для электронных вычислительных машин, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)).
Денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества по лицензионному договору, утверждается решением общего собрания учредителей (участников) хозяйственного общества, принимаемым всеми учредителями (участниками) хозяйственного общества единогласно. Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли или акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества, оплачиваемых таким вкладом, составляет более пятисот тысяч рублей, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.
4. Указанные в части 2 настоящей статьи образовательные организации высшего образования вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества, если доля образовательной организации высшего образования составит более двадцати пяти процентов уставного капитала акционерного общества или более одной третьей уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
5. Указанные в части 2 настоящей статьи образовательные организации высшего образования вправе распоряжаться долями (акциями) в уставном капитале хозяйственных обществ, владельцами которых они являются, только с предварительного согласия соответствующих собственников. Эти образовательные организации высшего образования осуществляют управление долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ в качестве участников в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. При этом права участников хозяйственных обществ от имени указанных образовательных организаций высшего образования осуществляют их руководители.

Статья 109. Образовательное кредитование

1. Образовательные кредиты предоставляются банками и иными кредитными организациями гражданам, поступившим в образовательную организацию для обучения по соответствующим образовательным программам, и являются целевыми.
2. Образовательные кредиты могут быть направлены на оплату обучения в образовательной организации в размере стоимости обучения (основной образовательный кредит) и (или) на оплату проживания, питания, приобретения учебной и научной литературы и другие бытовые нужды в период обучения (сопутствующий образовательный кредит).
3. В Российской Федерации предоставляется государственная поддержка образовательного кредитования граждан, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам.
Условия, размеры и порядок предоставления государственной поддержки образовательного кредитования определяются Правительством Российской Федерации.


Глава 1. Проекта закона «Об образовании» - Общие положения.
Глава 2. Проекта закона «Об образовании» - Система образования.
Глава 3. Проекта закона «Об образовании» - Лица, осуществляющие образовательную деятельность.
Глава 4. Проекта закона «Об образовании» - Обучающиеся и родители (Законные представители).
Глава 5. Проекта закона «Об образовании» - Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Глава 6. Проекта закона «Об образовании» - Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений.
Глава 7. Проекта закона «Об образовании» - Общее образование.
Глава 8. Проекта закона «Об образовании» - Профессиональное образование.
Глава 9. Проекта закона «Об образовании» - Профессиональное обучение.
Глава 10. Проекта закона «Об образовании» - Дополнительное образование.
Глава 11. Проекта закона «Об образовании» - Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся (Часть 1).
Глава 11. Проекта закона «Об образовании» - Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся (Часть 2).
Глава 12. Проекта закона «Об образовании» - Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности (Часть 1).
Глава 12. Проекта закона «Об образовании» - Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности (Часть 2).
Глава 13. Проекта закона «Об образовании» - Экономическая деятельность в сфере образования.
Глава 14. Проекта закона «Об образовании» - Международная деятельность в сфере образования.
Глава 15. Проекта закона «Об образовании» - Переходные и заключительные положения.