Проект закона "Об образовании" - Глава 6

Глава 6. Проекта закона «Об образовании» - Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений.

Статья 55. Возникновение образовательных отношений

1. Основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме (зачислении) лица в эту организацию для обучения или для прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем - договор об образовании.
2. Прием (зачисление) лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, оформляется распорядительным актом, изданным на основании:
1) договора об образовании в случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, дополнительным образовательным программам или на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц;
2) договоров о целевом приеме и о целевом обучении, заключенных в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона.
3. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством Российской Федерации об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты приема (зачисления).

Статья 56. Договор об образовании

1. Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:
1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);
2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.
2. В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики предоставляемого образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).
В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законом.
Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет на дату заключения договора.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг для обучающихся, достигших успехов в учебе и (или) научной деятельности, а также обучающихся, нуждающихся в социальной помощи, с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом образовательной организации и доводятся до сведения обучающихся.
3. Договор об образовании не может содержать условия, ограничивающие права или снижающие уровень предоставления гарантий поступающим и обучающимся, по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации об образовании. Если такие условия, ограничивающие права или снижающие уровень предоставления гарантий поступающим и обучающимся, включены в договоры, то они не подлежат применению.
4. Наряду с установленными статьей 62 настоящего Федерального закона основаниями прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке этой организацией в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг, а также в случае, когда надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося.
Основания и порядок расторжения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, договора об оказании платных образовательных услуг в одностороннем порядке указываются в договоре.
5. В случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также в случаях аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации, истечения срока действия свидетельства о государственной аккредитации организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана полностью возместить уплаченную заказчиком стоимость платных образовательных услуг по реализации соответствующей образовательной программы.
6. Правила заключения договора об образовании и договора об оказании платных образовательных услуг утверждаются Правительством Российской Федерации.
Примерные формы договоров об образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
7. Положения настоящей статьи распространяются также на оказание платных образовательных услуг индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об образовании и не вытекает из существа правоотношений.

Статья 57. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность

1. Прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности, подавших заявления о приеме на обучение (далее - поступающий), за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
2. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, образовательными программами и другими документами, регламентирующими в ней организацию образовательного процесса, права и обязанности обучающихся по соответствующей образовательной программе.
При проведении приема на конкурсной основе поступающим также предоставляется информация о проходящем конкурсе и итогах его проведения.
3. Прием в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для обучения по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов осуществляется на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, для обучения по основной общеобразовательной программе компенсирующей (коррекционной) направленности только с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, положение о которой утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4. Прием в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на конкурсной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
5. Прием в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для обучения по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на условиях, определяемых локальным нормативным актом такой организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Условиями приема для обучения по основным профессиональным образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий образовательный ценз, лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и направленности.
7. При приеме для обучения по основным профессиональным образовательным программам по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, предусмотренном при заключении трудового договора (служебного контракта) по соответствующей должности, профессии или специальности.
8. Порядок приема в образовательные организации для обучения по образовательным программам каждого уровня образования (в том числе порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства, предельное количество образовательных организаций высшего образования, в которые поступающий для обучения по программам бакалавриата (академического, прикладного) или программам специалитета вправе одновременно подать заявления, и количество направлений подготовки (специальностей), по которым он вправе участвовать в конкурсе), а также перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам каждого уровня и особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
9. Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, для обучения по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
10. По результатам проведения приема руководителем или иным уполномоченным должностным лицом организации, осуществляющей образовательную деятельность, издается распорядительный акт о приеме (зачислении) лица для обучения в эту организацию.

Статья 58. Целевой прием. Договоры о целевом приеме и о целевом обучении

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, вправе осуществлять целевой прием в пределах устанавливаемых им в соответствии со статьей 105 настоящего Федерального закона контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
2. Квота целевого приема для получения высшего образования ежегодно устанавливается учредителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в размере не более 15 процентов установленных им на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по каждому направлению подготовки (специальности).
Квота целевого приема может быть увеличена организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, по согласованию с ее учредителем.
3. Целевой прием осуществляется в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с органом государственной власти, или органом местного самоуправления, или государственным (муниципальным) учреждением, или унитарным предприятием, или государственной корпорацией, или государственной компанией, или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, заключившими договор о целевом обучении с гражданином.
Право на обучение на условиях целевого приема для получения высшего образования имеют граждане, заключившие договор о целевом обучении с органом или организацией, указанными в абзаце первом настоящей части, и прошедшие на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 57 настоящего Федерального закона.
4. Существенными условиями договора о целевом приеме являются:
1) обязательства организации, осуществляющей образовательную деятельность, по организации целевого приема гражданина, заключившего договор о целевом обучении;
2) обязательства органа или организации, указанных в абзаце первом части 3 настоящей статьи, по организации учебной и производственной практики гражданина, заключившего договор о целевом обучении.
5. Существенными условиями договора о целевом обучении являются:
1) меры социальной поддержки, предоставляемые гражданину в период его обучения органом или организацией, указанными в абзаце первом части 3 настоящей статьи, заключившими договор о целевом обучении (к указанным мерам могут относиться меры материального стимулирования, оплата платных образовательных услуг, предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения в период обучения и другие меры социальной поддержки);
2) обязательства органа или организации, указанных в абзаце первом части 3 настоящей статьи, и гражданина по организации его учебной и производственной практики, а также по трудоустройству в организацию, указанную в договоре о целевом обучении в соответствии с направлением подготовки (специальностью), полученным в рамках целевого приема и обучения;
3) основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству.
6. Гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении, обязан возместить органу или организации, указанным в абзаце первом части 3 настоящей статьи, расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки в полном объеме, а также выплатить штраф в двукратном размере к указанным затратам.
Орган или организация, указанные в абзаце первом части 3 настоящей статьи, в случае невыполнения обязательства по трудоустройству гражданина выплачивает ему компенсацию в размере, установленном договором о целевом обучении.
7. Порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, а также их типовые формы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
8. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации вправе заключать договоры о целевом обучении с обучающимися по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, принятыми на обучение не на условиях целевого приема.
9. Заключение договора о целевом обучении между органом государственной власти (органом местного самоуправления) и гражданином с обязательством последующего прохождения государственной гражданской или муниципальной службы после окончания обучения осуществляется в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации или законодательством Российской Федерации о муниципальной службе.

Статья 59. Изменение образовательных отношений

1. Образовательные отношения изменяются в случае изменения условий получения образования обучающимся по конкретной основной или дополнительной образовательной программе, повлекшего изменение взаимных прав и обязанностей обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность.
2. Образовательные отношения могут быть изменены как по инициативе обучающегося (родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося) по его письменному заявлению, так и организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Изменение образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в результате которого ухудшается положение обучающегося, не допускается.
3. Основанием для изменения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, изданный руководителем этой организации или уполномоченным им лицом. Если с обучающимся (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося) заключен договор об образовании, то распорядительный акт издается на основании внесения соответствующих изменений в договор.
Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством Российской Федерации об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, изменяются с даты издания распорядительного акта или с иной указанной в нем даты.

Статья 60. Итоговая аттестация обучающихся

1. Освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, дополнительных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в порядке и форме, которые установлены организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Освоение указанных основных образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию, завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся.
Лицам, прошедшим итоговую аттестацию (государственную (итоговую) аттестацию), выдаются документы об образовании и (или) квалификации в соответствии со статьей 61 настоящего Федерального закона.
2. Государственная (итоговая) аттестация представляет собой форму оценки качества подготовки обучающихся в целях определения соответствия уровня освоения ими основной образовательной программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы либо образовательного стандарта.
Государственная (итоговая) аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.
Целью государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные профессиональные образовательные программы, является также определение готовности обучающихся к выполнению профессиональных задач (осуществлению профессиональной деятельности) по полученной профессии, специальности, квалификации (академической степени). В этих целях к проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные профессиональные образовательные программы, привлекаются представители работодателей (их объединений), профессионального сообщества.
3. К государственной (итоговой) аттестации допускается обучающийся, успешно завершивший в полном объеме освоение основной образовательной программы, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
4. Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах по основным образовательным программам каждого уровня образования определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
5. Лицам, не завершившим получение образования соответствующего уровня, не прошедшим государственную (итоговую) аттестацию или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, а также освоившим часть имеющей государственную аккредитацию образовательной программы и отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении (о периоде обучения) по образцу, устанавливаемому федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Образец справки об обучении (периоде обучения) по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам, а также по дополнительным образовательным программам определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Лица, не прошедшие государственную (итоговую) аттестацию или получившие на указанной аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную (итоговую) аттестацию повторно в сроки, установленные порядком проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся по соответствующим образовательным программам.
Для прохождения повторной государственной (итоговой) аттестации указанные лица должны быть восстановлены в организации, осуществляющей образовательную деятельность, на срок, необходимый для прохождения государственной (итоговой) аттестации.
6. После прохождения государственной (итоговой) аттестации обучающемуся по его личному заявлению могут быть предоставлены в пределах срока освоения основной образовательной программы каникулы, по окончании которых производится его отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Статья 61. Документы об образовании и (или) квалификации

1. В Российской Федерации достижение соответствующего образовательного ценза подтверждается документом об образовании и (или) квалификации.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные цензы:
1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании);
2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании или дипломом о среднем профессиональном образовании);
3) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего (служащего) или специалиста среднего звена);
4) высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра с присвоением академической степени бакалавра или квалификации бакалавра);
5) высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста);
6) высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра);
7) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров (подтверждается дипломом исследователя или преподавателя высшей школы);
8) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно ординатуры или ассистентуры-стажировки с присвоением квалификации, определенной федеральными государственными образовательными стандартами по соответствующим программам).
3. Документ об образовании соответствующего уровня, выдаваемый лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию имеющей государственную аккредитацию организацией, осуществляющей образовательную деятельность, является необходимым условием для получения образования следующего уровня и направленности.
Указываемые в таких документах об образовании и (или) квалификации профессии, квалификации (академические степени) дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные требования к уровню образования, если иное не установлено федеральными законами.
4. Обучавшимся по дополнительным профессиональным программам в зависимости от направленности и продолжительности программ выдаются документы о квалификации, предусмотренные статьей 81 настоящего Федерального закона.
5. Обучавшимся по программам профессионального обучения выдаются документы о профессиональном обучении, предусмотренные статьей 79 настоящего Федерального закона.
6. В Российской Федерации организациями, осуществляющими образовательную деятельность, выдаются документы об образовании и (или) квалификации, форма которых самостоятельно устанавливается этими организациями, а также документы об образовании и (или) квалификации установленного образца.
Указанные документы заверяются печатью организации, осуществляющей образовательную деятельность.
7. Документы об образовании и (или) квалификации, форма которых самостоятельно устанавливается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, выдаются лицам, прошедшим итоговую аттестацию по соответствующим основным или дополнительным образовательным программам, а по решению коллегиального органа управления образовательной организации - также лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию по соответствующим основным профессиональным образовательным программам.
8. Документы об образовании и (или) квалификации установленного образца выдаются лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию по основным образовательным программам, кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом от 10 ноября 2009 года N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете".
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются образцы документов об образовании каждого уровня и (или) квалификации, выдаваемых лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, требования к таким документам, а также перечень включаемых в них сведений, за исключением образцов дипломов об окончании соответственно ординатуры и ассистентуры-стажировки.
Образец диплома об окончании ординатуры и требования к нему устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а образец диплома об окончании ассистентуры-стажировки и требования к нему - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
9. Лицам, освоившим образовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность посредством сетевых форм, документы об образовании и (или) квалификации, выдаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Статья 62. Прекращение образовательных отношений

1. Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:
1) в связи с получением образования (завершением обучения);
2) досрочно по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи.
2. Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:
1) по инициативе обучающегося (родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося), в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае совершения обучающимся (за исключением обучающихся по основным образовательным программам начального и основного общего образования) действий, грубо нарушающих ее устав, правила внутреннего распорядка, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;
3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося (родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося) и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случаях ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность, призыва обучающегося на военную службу в порядке, установленном Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
3. Порядок перевода обучающегося из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую для обучения по основным образовательным программам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4. Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося (родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося) не влечет для него каких-либо дополнительных, в том числе материальных, обязательств перед организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации.
Если с обучающимся (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося) заключен договор об оказании платных образовательных услуг, то при досрочном прекращении образовательных отношений договор расторгается на основании распорядительного акта организации об отчислении обучающегося.
Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством Российской Федерации об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, прекращаются с даты его отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
6. В случае прекращения деятельности образовательной организации, а также в случае аннулирования у нее лицензии на право осуществления образовательной деятельности, лишения ее государственной аккредитации, истечения срока действия свидетельства о государственной аккредитации учредитель (учредители) такой образовательной организации обеспечивает перевод обучающихся с согласия обучающихся (родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) в другие образовательные организации, реализующие соответствующие образовательные программы, а также возмещение убытков по договорам об оказании платных образовательных услуг.
Порядок и условия осуществления указанного в настоящей части перевода устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
7. При досрочном прекращении образовательных отношений организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося отчисленному лицу выдается справка об обучении.

Статья 63. Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность

1. Лицо, отчисленное из организации, осуществляющей образовательную деятельность, до завершения освоения основной профессиональной образовательной программы, имеет право на восстановление для обучения в этой организации в течение пяти лет после отчисления из нее по инициативе обучающегося при наличии в ней свободных мест и с сохранением прежних условий обучения, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором лицо было отчислено.
Порядок и условия восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации, определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
2. Обучающиеся, призванные на военную службу, при увольнении с военной службы имеют право восстановиться и продолжить получение образования в той организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой они обучались до призыва, и с сохранением прежних условий обучения.


Глава 1. Проекта закона «Об образовании» - Общие положения.
Глава 2. Проекта закона «Об образовании» - Система образования.
Глава 3. Проекта закона «Об образовании» - Лица, осуществляющие образовательную деятельность.
Глава 4. Проекта закона «Об образовании» - Обучающиеся и родители (Законные представители).
Глава 5. Проекта закона «Об образовании» - Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Глава 6. Проекта закона «Об образовании» - Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений.
Глава 7. Проекта закона «Об образовании» - Общее образование.
Глава 8. Проекта закона «Об образовании» - Профессиональное образование.
Глава 9. Проекта закона «Об образовании» - Профессиональное обучение.
Глава 10. Проекта закона «Об образовании» - Дополнительное образование.
Глава 11. Проекта закона «Об образовании» - Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся (Часть 1).
Глава 11. Проекта закона «Об образовании» - Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся (Часть 2).
Глава 12. Проекта закона «Об образовании» - Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности (Часть 1).
Глава 12. Проекта закона «Об образовании» - Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности (Часть 2).
Глава 13. Проекта закона «Об образовании» - Экономическая деятельность в сфере образования.
Глава 14. Проекта закона «Об образовании» - Международная деятельность в сфере образования.
Глава 15. Проекта закона «Об образовании» - Переходные и заключительные положения.