Тезисы выступления на обсуждении проекта историко-культурного стандарта преподавания истории России

Сегодня мы являемся участниками поистине исторического события. Подходит к своему финалу общественное обсуждение историко-культурного стандарта для подготовки единого учебника истории России. Впервые за многовековую практику преподавания науки о прошлом, основную линию, идеи, походы и персоналии обсуждают представители всех заинтересованных групп нашего государства.
19 февраля 2013 года Владимир Владимирович Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям выступил с предложением создать единые учебники истории России для средней школы, рассчитанные на разные возрасты, но построенные в рамках единой концепции. 5 апреля 2013 года была создана рабочая группа по разработке концепции нового учебно-методического комплекса по истории России. В ее состав вошли 34 человека, в их числе Сергей Евгеньевич Нарышкин, Дмитрий Викторович Ливанов, Владимир Ростиславович Мединский и другие политические, научные и общественные деятели нашей страны.

На расширенном заседании Президиума Российского исторического общества (РИО), проходившего под председательством С.Е. Нарышкина в здании Президиума Российской академии наук был рассмотрен вопрос «О концептуальном подходе к подготовке нового поколения учебников по истории России для средней школы». Под руководством ведущих историков современности был разработан историко-культурный стандарт. 
Стандарт был утвержден Рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и опубликован 1 июля 2013 года в сети Интернет для широкого общественного обсуждения на сайтах Российского исторического общества, Российского военно-исторического общества, Ассоциации учителей истории и обществознания, Общественного совета Минобрнауки России и официальной странице Минобрнауки России в Живом Журнале.
За три месяца общественного обсуждения в адрес авторов проекта поступило более 600 отзывов и предложений. Участники обсуждения сфокусировали свое внимание на четырех основных аспектах проекта: концептуальные основы Историко-культурного стандарта, организационные и нормативно-правовые вопросы, связанные с реализацией стандарта, его методическая составляющая и принцип отбора и компоновки фактического материала.
Большинство отзывов, касающихся содержания Стандарта, относится к темам, связанным с историей ХХ века. Поступило немало откликов, содержащих критические замечания и конструктивные предложения, которые были учтены рабочей группой при доработке проекта Стандарта.
28 августа 2013 года в Институте всеобщей истории РАН рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории было проведено экспертное совещание с авторами существующих школьных учебников по истории России. Экспертное совещание открыло новый цикл работы над проектом Историко-культурного стандарта, в рамках которого запланировано проведение серии очных обсуждений.
5 сентября в Институте российской истории РАН прошел круглый стол «Дискуссионные проблемы советской и постсоветской истории в Историко-культурном стандарте». В обсуждении приняли участие специалисты по российской истории XX века из ведущих научных и образовательных учреждений (Институт российской истории РАН, Институт всеобщей истории РАН, МГУ, РГГУ, НИУ-ВШЭ, МГИМО, РАНХиГС и др.)
В результате напряженных дискуссий, участникам обсуждения удалось достичь согласия по ряду принципиальных вопросов, касающихся периодизации истории ХХ века, терминологии и ключевых подходов к освещению новейшей истории России.
25 сентября 2013 г., состоялось расширенное заседание Бюро Отделения историко-филологических наук РАН. В рамках заседания был рассмотрен доработанный в соответствии с поступившими предложениями проект Историко-культурного стандарта, а также представлен проект Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
В октябре 2013 года было немало общественных и профессиональных обсуждений. Это и видеоконференция в Волоколамске Московской области, месте исторического подвига 28 Героев-Панфиловцев, и «круглый стол» в Научно-информационном и просветительском центре «Мемориал», и встреча авторов Стандарта с членами Московского совета ветеранов, посвященная обсуждению истории Великой Отечественной войны. 9 октября состоялось обсуждение проекта Концепции в рамках заседания Межрелигиозного совета России, где был высказан ряд предложений относительно укрепления духовно-нравственной составляющей школьного курса истории. 16 октября прошла встреча авторов и разработчиков Концепции с детскими писателями, а 17 октября - видеоконференция с участием российских школьников.
Безусловно, что столь значимое для нашей страны обсуждение трудно себе представить без участия родителей и наша Национальная родительская ассоциация, крупнейшее объединение родителей, не могло остаться в стороне от активного обсуждения принципов и подходов к изучению нашими детьми, внуками прошлого Родины. Мы объявили о старте обсуждений в региональных отделениях ассоциации на всероссийском совещании 30 сентября, и вот по прошествии трех недель, а это для массового общественного обсуждения, можно сказать рекордно короткие сроки, мы имеем отклики из 30 регионов, почти 1000 предложений, вопросов, уточнений и пожеланий. Предложения Национальной Родительской Ассоциации сформулированы в едином тексте, сегодня мы передаем в рабочую группу. Надеюсь, они будут восприняты, услышаны, профессионально проработаны и учтены при финальной доработке стандартов. Ведь для нас всех очень важно, чтобы документ, который будет положен в основу преподавания истории, да по сути формирования исторического сознания нации, был максимально четким, понятным и грамотным.
Мы все понимаем, что современные исторические реалии определяют необходимость пересмотра учебных пособий по истории, выработки единого базового курса, стандартного учебно-методического комплекса, в котором учтены изменения, произошедшие как в массовом историческом сознании, так и в мировой, и в отечественной исторической науке.
Концепция нового Учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя историко-культурный стандарт, составляющий ядро школьного исторического образования, а также перечень так называемых дискуссионных вопросов («трудные вопросы истории»), которые вызывают трудности не только у учащихся, но и у педагогов.
Важным представляется факт, что Концепция предполагает не только подготовку учебно-методического комплекса (в его состав войдут учебная программа, учебник, методические пособия, книги для учителя, карты, электронные приложения), но и использование Интернет-ресурсов.
Положительным моментом является использование синхронистического подхода, при котором отечественная история включается в изучение мировой истории. Яркий пример такой интеграции – раздел для 11 класса, в котором российская история XX-XXI веков предложена к изучению в контексте мирового исторического процесса.
В структурном отношении комплекс делится на девять разделов – от истории Древней Руси до истории современной Российской Федерации и охватывает 6-11-е классы. Каждый раздел содержит понятия и термины, перечень персоналий, основные даты и события.
Хочется надеяться, что появление нового учебно-методического комплекса по истории будет способствовать формированию у современного подрастающего поколения патриотических чувств и гражданской позиции, воспитанию уважения к культурно-историческому наследию нашей страны.
Безусловно, что, как и в любой другой, в родительской аудитории, есть свои специфические моменты обсуждения, своеобразные грани, определенные особенностями группы. Остановлюсь на некоторых из этих специфических моментов, касающихся родительской аудитории.
Во-первых, это «практический» интерес, связанный с проблемами сдачи ЕГЭ, поступлением в учреждения профессионального образования.
Во-вторых, вопрос, какими знаниями на выходе будут обладать наши дети? В Конституции определено право и обязанность каждого получить основное общее образование, т.е. 9 классов. Возврат к последовательной, проверенной временем, не побоюсь этого слова, качественной «линейной» системе преподавания истории, в то же время приведет к тому, что полный курс отечественной истории «не уместится» в 9-летнее обучение.
В третьих, тема, волнующая родителей, - это воспитательная функция истории. В дискуссиях и обсуждениях ставится вопрос о том, насколько предложенный стандартом исторический материал повлияет на патриотические настроения, может ли он в полной мере формировать любовь к Родине.
В-четвертых, многих волнует вопрос об объеме учебной нагрузки. Сколько потребуется учебных часов и домашних занятий, чтобы ребята должным образом усвоили предложенный материал. В какой степени будет представлен региональный компонент исторического знания. Смогут ли эти знания повлиять на такой важный момент, как пробуждение интереса к истории семьи как части общей истории России?
И, наконец, конечно, членов нашей ассоциации интересует и вопрос о содержании самого курса. Насколько подробно следует изучать, например, древнейший период, все ли масштабные личности той или иной эпохи включены в обсуждаемый стандарт, в какой степени полноты отражены те или иные исторические реалии? Интересно, что в проведенных обсуждениях родители проявили большой интерес именно к содержанию курса. Но при этом, к сожалению, часто обсуждение концепции, стандарта, переходит в обсуждение учебника. Хочу обратить на это особое внимание. До выхода учебника еще много времени, много важных шагов (это и конкурс на отбор авторского коллектива, и различные обсуждения учебников для разных возрастов, и, безусловно, внесение корректив в измерительные материалы). Сейчас мы обсуждаем только координаты, основные векторы содержания курса. И поэтому, наверное, не должны требовать излишней детализации, которая будет отражена в учебно-методическом комплексе. Необходимо принципиально определиться в базовых подходах и понятиях, например, как будет называться сам курс: «История России» или «История Отечества». А значит понять и принять важнейший факт, являются ли история Древней Руси, Московского княжества, Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации взаимопреемлемыми? Дискуссионный вопрос. И таких вопросов много.
Хочу пожелать успеха нашему обсуждению и выразить надежду, что сегодняшний разговор, финал обсуждений историко-культурного стандарта среди родительской общественности России, позитивно и конструктивно повлияет на качество того компаса, коим является стандарт.