Книга 2. Душа моя любви полна

После выпуска антологии лирических стихотворений пяти русских поэтов «Любовью память их согрета» друзья стали настаивать: надо продолжить знакомство современного читателя с классикой отечественной любовной лирики. У меня года три назад в библиотечке «Для вас – двоих» выходила книга – малютка «Верь в великую силу любви», где несколькими стихотворениями были представлены около двадцати поэтов второй половины XIX столетия. Объем того издания позволил собрать воедино лишь хрестоматийно известные стихи. Проследить по ним творческую эволюцию каждого поэта невозможно.

А сегодняшний любитель лирической поэзии хочет знать, что стаяло у истоков появления того или иного поэтического шедевра, кто вдохновлял творца, какое воздействие на творческий процесс оказывала личная жизнь поэта. Эти аргументы и побудили над новой антологией. Правда, сразу возник сложный вопрос: кого отобрать для включения в сборник. После размышлений решила поступить так: чьи стихи запомнились мне как трогающие душу романсы, тех поэтов и стоит представить на страницах книги. И вот что всплыло в памяти: «Средь шумного бала случайно…» (слова А. Толстого), «Мой костер в тумане светит …» (слова Я. Полонского), «На заре ты ее не буди…» (слова А. Фета), « Что ты жадно глядишь на дорогу…» (слова Н. Некрасова) и «О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная…» (слова А.Григорьева).

Когда имена этих поэтов выстроились в один ряд, представилось, что они достойны того, чтобы их поэзия и составила очередную антологию русской любовной лирики. Поэты, чьи стихи включены в сборник, - современники. Однако почти что все они друг от друга были отделены то ли своими общественными пристрастиями, то ли несовместимостью эстетических вкусов. Николай Некрасов, поэт гнева и печали, стоял на открыто радикальных позициях. Афанасия Фета и Якова Полонского причисляли при жизни к приверженцам чистого искусства. Сам Полонский, друживший с Аполлоном Григорьевым в студенческие годы, отзывался о нем как о каком-то стихийном мыслителе, невозможном ни в каком другом западном государстве, кроме России. Алексей Толстой свое место в общественно – литературных баталиях той эпохи определял поэтическим образом: «Двух станов не боец, а только гость случайный…» И все же есть то, что объединяет всех их. Перед нами незаурядные личности середины и второй половины девятнадцатого столетия; каждый из них привнес что-то свое, неповторимое в духовную сокровищницу народа, обогатил ее своими творениями. Роднит их также приверженность к поэтическому цеху отечественной словесности. Они создавали исторические драмы, писали повести, публиковали литературно-критические статьи, театральные рецензии, выступали с экономическими обозрениями, редактировали журналы, занимались преподавательской деятельностью. И все же душу свою чаще изливали в лирических строчках. Многие из их стихотворений стали популярными романсами, а некоторые вообще воспринимаются уже давно как народные песни.

Чтобы снять любые упреки в произвольности как отбора стихотворений для данной книги, так и порядка представления их авторов читателю, сразу скажу, что поэты выстроены по годам их рождения, хронологический принцип, в основном, выдержан при публикации поэтических произведений.

Составитель выражает признательность за ценные советы при подготовке сборника его редактору В.И.Десятерику и художнику Н.В.Носову.

Приглашаем к чтению лирической поэзии из сокровищницы русской классики.

Людмила Ивановна Швецова
.