Необходимо остановить деформацию системы коррекционного образования

Вопрос сохранения и развития системы коррекционных школ на заседании президентской комиссии по делам инвалидов под руководством помощника президента Александры Левицкой подняла заместитель председателя Госдумы РФ, член комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Людмила Швецова.

По ее мнению, задачей образовательной политики должно стать повышение роли специального образования и придание специальным (коррекционным) учреждениям статуса ресурсных центров для развития инклюзии, иначе право на доступное и качественное образование, установленное российским законодательством для всех категорий граждан, не будет обеспечено.
В законе «Об образовании» специальные условия для обучения детей-инвалидов не оговариваются. Как отметила Швецова, в стране было введено инклюзивное образование, но условия для его развития не созданы. При этом складывается парадоксальная ситуация — число коррекционных школ сокращается на фоне роста детской инвалидизации и еще не развитой системы инклюзивного и дистанционного образования. По данным заместителя председателя Госдумы, начиная с 2000 г. общее число коррекционных школ в стране сократилось на 218 единиц, с 2011 по 2012 г. — на 29 единиц. В 2012–2013 гг. не было открыто ни одного вновь построенного коррекционного учреждения.

«Закрываются даже те школы, которых и так катастрофически не хватает, — для незрячих, слабовидящих, неслышащих, а также детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На селе таких школ единицы. При этом число детей-инвалидов неуклонно растет — в 2008 г. инвалидами были признаны 67,1 тыс. детей, в 2010 — уже 73,2 тыс. Показатель впервые выявленной инвалидности увеличился с 25,1 на 10 тыс. детей в возрасте до 18 лет в 2008 г. до 28,2 — в 2010 г.», – отмечает Швецова.

Без федеральной поддержки обеспечить доступ к образованию для детей-инвалидов в регионах проблематично, уверена она. Возможности регионов неодинаковы, и уровень детской инвалидизации в них тоже разный. Как правило, ее самый высокий показатель наблюдается в регионах с низким уровнем социально-экономического развития (Чеченская Республика — 475,9 инвалидов на 10 тыс. детей, Ингушетия — 374,3), низкий показатель детской инвалидизации отмечается в регионах — лидерах экономического развития (Ямало-Ненецкий АО — 128,8, Москва — 149,8).

«Именно субъектам РФ делегирована ответственность за реализацию образовательной политики, несмотря на то, что не все из них располагают достаточными ресурсами для обеспечения равного доступа к образованию», — пояснила заместитель председателя Госдумы.

Важнейшими шагами, которые позволят остановить деформацию системы коррекционного образования, считает Швецова, должны стать объективность статистических данных, разработка региональных программ развития образования, а также контроль над критериями доступности коррекционного образования в субъектах РФ. «Этот вопрос имеет непосредственное отношение к вопросам обеспечения социальной справедливости в нашем обществе, а потому мы намерены не только им серьезно заняться», — резюмировала Швецова.