Российское государство готово компенсировать расходы родителям на негосударственные детские садики

Нехватка мест в детских садах – одна из главных проблем социальной политики  современной России. На сегодня в среднем по стране свыше двух миллионов малышей от рождения до семи лет не обеспечено местами в дошкольных учреждениях. Очерёдность «колеблется» от 10,8% детского населения в ЦФО до 28,5% в Сибирском Федеральном округе. В 1990-е годы количество детских садов сократилось почти вдвое из-за приватизации и перепрофилирования. Другой фактор – качественный скачок в рождаемости, который мы наблюдаем с середины 2000-х гг.

 

 

Дискуссии и практические шаги по улучшению ситуации идут на протяжении последнего десятилетия. В прессе время от времени появляются статьи о коррупционных действиях при записи в детский сад. Но есть успехи, накоплен опыт. Конечно, прежде всего - это строительство новых дошкольных учреждений, электронная форма записи (Москва). Реконструкция, надстройки и пристройки к зданиям (Свердловская обл.), развитие семейных детских садов (Красноярский край), привлечение к реализации дошкольного образования негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей (Белгородская обл.)


Ряд Субъектов Российской Федерации, например, Самарская, Пензенская области, Красноярский и Пермский края в разной степени активности применяют практику негосударственных ДОУ. Такая форма только проходит становление. По стране всего 1015 (или 1,8%) негосударственных детских садов!!! Основная проблема их развития – платность образовательных услуг и отсутствие единого государственного механизма компенсации расходов родителей за счёт бюджета. Эта экономическая проблематика тесно связана с правом граждан на получение образования, процессами на рынке труда – занятостью, уровнем профессиональных компетенций женщин и т.д.

Правительство РФ ещё в 2009 году внесло в Госдуму законопроект,  по которому родителям будет компенсироваться часть платы за пребывание ребенка в негосударственных детских садах. Пока в России компенсацию получали только родители, чьи дети ходят в государственные детские сады. Как сообщил ранее премьер-министр России Владимир Путин, предложенный законопроект должен "исправить допущенную несправедливость". Путин напомнил, что с 2007 года государство начало компенсировать родителям часть расходов по оплате детских садов, на эти цели регионы получают субсидии из федерального бюджета. Глава Правительства, избранный Президент России, считает, что необходимо создать равные условия для государственных, муниципальных и негосударственных учреждений, а также сформировать реальную конкурентную среду в сфере дошкольного образования, когда бюджетные средства, выделяемые на обучение дошкольников, будут распределяться на конкурсной основе через систему муниципального заказа.
"Внедрение новой модели" должно помочь решить проблему очередей в детские сады, во всяком случае, ослабить ее, и дать родителям больше возможностей выбирать то учреждение, где их детям будут оказаны наилучшие по качеству услуги", - заявил Премьер. Он также отметил, что развитие частного сектора в образовании, в том числе семейных детских садов, - это серьезная ниша для работы малого и среднего бизнеса и создания новых рабочих мест.

Президент Дмитрий Медведев 29 февраля 2012 года подписал Федеральный Закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», предусматривающий гарантию госфинансирования частных школ и детских садов. Закон был принят Госдумой 15 февраля и одобрен Советом Федерации 22 февраля. Закон закрепляет обязанности государства по содействию в получении гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих госаккредитацию, за счет средств бюджетной системы РФ. Бюджетные средства должны выделяться в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в пределах соответствующих федеральных образовательных стандартов в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений.

По мнению Президента, в негосударственных инвестициях в образовательную сферу нет ничего плохого, так происходит во всём мире. При этом должна быть государственная сеть детских садов. Полностью решить проблему с нехваткой мест в дошкольных учреждениях, таким образом, стране удастся через 3-4 года.
Безусловно, создание сети негосударственных дошкольных учреждений за 2 года, по мнению экспертов, позволит создать от 150 до 250 тысяч мест, снизить затраты государства в 3 раза и нивелировать риски в случае падения спроса, в ряде регионов – снизить затраты на строительство и содержание детских садов, реализовать модели государственно-частного партнёрства.

Вместе с тем, остаётся актуальным целый комплекс проблем, без решения которых активное внедрение негосударственного дошкольного образования не сможет реализовать свой потенциал в полной мере. Этому были посвящены недавно проведённые парламентские слушания.
Во-первых, это организация контроля за их работой, качеством кадрового состава, программ, соблюдения норм, в том числе санитарно-эпидемиологических.

Во-вторых, внесение изменений в Гражданский кодекс РФ по вопросам допуска индивидуальных предпринимателей к оказанию образовательных услуг в жилых помещениях.

В-третьих, организовать бюджетное планирование с учётом дошкольников, проживающих на территории муниципального образования, исключая дублирование (запись одного ребёнка в несколько детских садиков).

В-четвёртых, это вопросы налогообложения и пенсионного обеспечения сотрудников и самих негосударственных учреждений с учётом специфики  работы в отрасли.

И, наконец, последнее, но одно из самых важных положений – информирование граждан, обеспечение того, что проводимые реформы – это не переход к платности образования, но один из путей решения важнейшей проблемы, финансирование которой государство во многом берёт на себя, путем создания саморегулирующихся организаций, привлечением бизнеса, родительской общественности, путём развития налоговой и организационной поддержки негосударственных дошкольных учреждений.

Уважаемый читатель! Я постаралась максимально полно, насколько позволяет объём Интернет-статьи, обозначить перспективы, вопросы и проблемы реализации принятого Закона. Прошу Вас дать свои замечания и предложения по дальнейшему решению этой важной проблемы.

 

Людмила Ивановна Швецова.