Национальный план действий в интересах детей исключает главное – бездействие.

Одним из первых указов, принятых в развитие своей предвыборной программы, В. В. Путин 1 июня в Международный день защиты детей подписал указ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» По моему мнению, документ имеет историческое значение, призван консолидировать имеющийся опыт и решить ряд острых накопившихся проблем. К началу учебного года вокруг Стратегии активизировались дискуссии. Состоялось специальное заседание Открытого правительства. Ниже моё интервью «Российской газете» на эту тему.

РГ. Людмила Ивановна, одним из первых Указов Президента России, принятых в развитие его предвыборной программы, стал Указ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». Что это за стратегия и что стоит за столь звучным, почти фронтовым названием?

Людмила Швецова. Надо отметить, что В. Путин решение принимал в Международный день защиты детей, что очень символично и показательно. Всех, кто каждодневно связан с проблемами детства, российских семей это решение главы государства не могло не обрадовать и вселить надежды на существенное продвижение нашей заботы о детях и ответственности за их судьбы. Я вижу в данном шаге многогранный подход и поставленные цели. Конечно, во-первых – это шаг гуманистический, человеческий. Нет ничего более естественного и очевидного для взрослого поколения, чем забота о детях. Это существенная часть социальной политики, которая в нашем социально ориентированном государстве является конституционной обязанностью. Но это еще и задача экономическая, ведь чем выше будут инвестиции в подрастающее поколение, тем интеллектуальнее, профессиональнее будут новые кадры, которым предначертано создавать новую сильную Россию. И совершенно очевидно, что вперед поведут нас дети, наши дети – умные, образованные, порядочные, профессионалы и патриоты, способные в будущем составить конкуренцию своим западным коллегам. А будущее не так безоблачно. Если мы остановимся на решении проблемы с демографией, то совсем скоро встанет вопрос нашего присутствия в мировом пространстве. А это не только экономика, но и большая политика. В своей предвыборной статье «Строительство справедливости» В. Путин заявил, что если нам удастся реализовать стратегию народосбережения, то к 2050 году население страны увеличится до 154 миллионов человек. В противном, инерционном варианте - страна к этому же времени уменьшится до 107 миллионов. Если мы допустим прогнозируемое демографами уменьшение населения на 50 миллионов, то встает вопрос самого существования нашего государства, возможности освоения своих территорий, природных богатств, сохранения многонациональной страны, больших и малых народов.

РГ. Сегодняшняя демографическая ситуация, судя по отчетам, улучшается.

Людмила Швецова. В последние годы сделано действительно немало. Успешно работают программа «Дети России», поддержка семей с детьми в виде «материнского капитала», «Одаренные дети» и другие. Заметную роль в улучшении демографической ситуации играет «материнский капитал». Согласно данным Росстата, подавляющее большинство женщин, родивших в 2007-2009 гг. первого ребенка, отметили, что на их решение о рождении ребенка введение дополнительных мер помощи семьям не повлияло. Но! Несколько иначе обстоит дело с рождением вторых детей. Четверть (25,0%) опрошенных женщин, родивших второго ребенка, отметили, что на это тем или иным образом повлияло начало реализации этих мер (среди тех, у кого второй ребенок родился в 2008 г., таковых было 40,6%). При этом чаще отмечалось, скорее, влияние на сроки рождения ребенка. 15,3% респонденток (среди родивших второго ребенка в 2008 г. - 25,0%) указали, что появился ребенок, рождение которого до этого откладывали. Каждая десятая (9,7%) опрошенная женщина, родившая второго ребенка в 2007-2009 гг. (в 2008 г. - 15,6%), отметила, что дополнительные меры государственной помощи семьям с детьми помогли принять решение о рождении ребенка, которого без этого не могли себе позволить. Если это так, то здесь уже можно говорить о влиянии этих мер на итоговое число рожденных детей в реальных поколениях женщин. Кстати, как ни странно, но цель - иметь как двоих детей, так и троих детей, для мужчин более значима, чем для женщин. Мужчины хотят рожать больше!

РГ. Как видим, имеющиеся программы работают. Но как справедливо отмечает В. Матвиенко, которая, по сути, взяла на себя заглавную роль в подготовке и продвижении стратегии, «проблемы положения детей нарастают быстрее, чем мы их решаем».

Людмила Швецова. Эти слова можно назвать ключевыми для реализации стратегии, и они как бы отвечают на ваш вопрос о «фронтовом» звучании стратегии. Сегодня действительно нужны не меры типа «углубить», «расширить», а мощный рывок всех институтов общества в интересах детей, создание в стране климата, доброжелательного по отношению к детям. Данная стратегия – это не узковедомственный документ, и даже не просто государственная программа на федеральном и региональном уровнях. Это обращение ко всему обществу: к семьям, к их ответственности за воспитание детей. Конечно, речь идет и о поддержке семей, оказанию помощи малообеспеченным семьям. Это включение гражданского общества, профсоюзных, общественных, благотворительных организаций, творческих союзов. Многое могут сделать работодатели в каждом конкретном трудовом коллективе для семей своих сотрудников. Колоссальную роль должны сыграть средства массовой информации и социальные сети в укреплении института семьи, предотвращении кризисных ситуаций в детских судьбах, повышении рождаемости.
«Политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства и общественно-профессиональной экспертизы, участия бизнес-сообщества, привлечения неправительственных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей».

РГ. Что представляет собой Национальная стратегия? По каким направлениям предполагается защищать интересы детей?

Людмила Швецова. В утвержденной указом Президента стратегии обозначены шесть направлений, по которым предстоит работать. Первое – семейная политика детствосбережения. Второе – доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей. Третье – здравоохранение, дружественное детям, и здоровый образ жизни. Четвертое – равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства. Пятое – создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия. Шестое – дети-участники реализации Национальной стратегии.
Программа требует еще широкого обсуждения, дальнейшей проработки и конкретного наполнения. Но уже сейчас очевидно, что концепция профессионально проработана, это коллективный труд неравнодушных людей, которых собрали и объединили наши коллеги из Совета Федерации. Особая роль принадлежит З.Ф. Драгункиной, председателю комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, вставшей во главе координации процесса по созданию Стратегии, что называется, и по долгу, и по велению сердца.

Р.Г. Людмила Ивановна, все направления стратегии понятны, кроме, может быть, шестого, где сами дети вовлекаются в процесс.

Людмила Швецова.  Национальная стратегия – это своего рода социальное открытие. Суть этого открытия в том, что самим детям доверяется участвовать в принятии решений, затрагивающих их интересы в семье, школе, обществе и государстве. Действительно, государство делает много и предполагает делать еще больше, а что может сделать сам ребенок? Такая задача для подавляющего числа взрослых нашей страны может показаться неожиданной, нереальной, непонятной. Тем не менее, она обозначена как одна из главных в Национальной стратегии.
Задача вовлечения детей в процесс принятия решений, затрагивающих их интересы, - поистине новаторская. И по масштабам, и по содержанию, и по способам ее реализации. Надо честно признать, сегодня наше общество в целом не только не готово осмыслить и осуществить поставленную задачу, но и способно ее отвергнуть. Ведь к немалому количеству нерешенных бытовых, социальных, житейских пробоем добавляется еще одна, совсем незнакомая: дети в роли защитников собственных интересов. Первый, пожалуй, наиболее сложный барьер – психологический. Здесь все против освоения новой задача: и российская ментальность, и непросвещенность в этой области, и недоверие к детям, и отсутствие личного опыта в своем детстве. Второй барьер – правовой. Неразработанность нормативно-правовой базы приводит к тому, что принимаются на разных уровнях решения, непосредственно затрагивающие интересы детей ( закрытие школ, стадионов, лагерей, утверждение новых правил приема экзаменов и др.) без привлечения и учета мнения самих детей. Третий барьер – бюрократический. Объективные суровые условия современной жизни вынудили органы власти ввести строгий пропускной режим во всех государственных учреждениях, куда детям из-за отсутствия необходимых документов (паспорта, удостоверения) вход практически запрещен. Еще барьер – дискриминационный. Неодолимый для самых слабых и незащищенных – сирот, инвалидов, детей мигрантов. Перечень подобных барьеров может быть продолжен. Но пришло время их убирать, расчищать дорогу к гражданскому обществу. Необходимы меры, направленные на позитивное изменение нравственного климата в обществе в отношении к детям и их правам.
Особая роль в процессе реализации Национальной стратегии принадлежит детским общественным объединениям. И это логично, поскольку у них, как правило, есть некоторый опыт взаимодействия с обществом. Многие участвуют в тех или иных акциях. У них есть свои средства массовой информации, где они могут высказывать свое мнение, свою просьбу. Но если оценивать нынешнее общее состояние детского движения в стране, то пока рано говорить о том, что право детей на участие в решении вопросов, затрагивающих их интересы, они используют активно, грамотно и добиваются каких-то результатов. Чтобы все это развивать, необходимы меры, направленные на развитие детского движения и его поддержку со стороны государства.

РГ. Для того, чтобы Национальная стратегия заработала, нужно создать эффективный механизм реализации ее положений. Как он вам видится?

Людмила Швецова. Нужен Координационный совет при Президенте. И будет лучше, если он будет носить общественно-государственный характер, состоять из 2 палат: межведомственной, куда войдут представители министерств и ведомств, и общественной, представляющей общественные организации. Обе палаты должны быть равновеликими по численности, у них должны быть как общие, так и специфические задачи. Так, общественная палата совета осуществляет общественный контроль, через общественные инициативы подпитывает программы, привлекает общественность к реализации этих программ.
Не исключаю и создание детского органа в рамках реализации программы. Это вопрос непростой. Не нужна бутафория, заигрывание с детьми – они должны в силу своих возможностей и общественного опыта реально и по силам участвовать в этом процессе. База – дети-победители конкурсов социальных проектов, обучающиеся в школах с активным компонентом ученического самоуправления, детских парламентов, лидеры детских общественных организаций. Поверьте, мое общение с этими детьми позволяет быть уверенными в том, что они справятся и будут весьма полезны.
Я поддерживаю создание в системе исполнительной власти самостоятельного органа по проблемам семьи и детей. Вопрос создания новых органов власти не популярный. Это и не панацея для решения вопроса. Но опыт многих стран мира, российских регионов, которые имеют подобные подразделения, подтверждают необходимость более предметной координации данной работы на правительственном уровне. С учетом необходимого влияния на позитивное развитие демографической ситуации, этот вопрос должен быть рассмотрен особо внимательным образом. Не стоит забывать, что подобный орган был создан в последнем правительстве Советского Союза. Мне довелось убедить тогдашнее руководство страны пойти на создание Госкомитета в ранге министерства по делам семьи и женщин и быть его первым и, к сожалению, последним Председателем. К этой теме не раз возвращались и в современной России. Настал момент, когда решение может быть принято.

РГ. Как детская и семейная тема связана с вашей нынешней работой в Госдуме?

Людмила Швецова. Поскольку при разделении полномочий между заместителями Председателя Госдумы мне поручено координировать работу комитетов по социальной политике и делам ветеранов, по образованию, по вопросам семьи, женщин и детей, по делам общественных объединений и религиозных организаций, а также комитета по культуре, то семейная и детская проблематики являются ключевыми в моей деятельности.
В период весенней сессии Государственной Думой шестого созыва принят ряд важных законов, направленных на улучшение положения семей с детьми. Так, например, принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". С принятием указанного Федерального закона вводится в действие эффективный механизм реализации права детей-сирот на предоставление жилого помещения и обеспечения его сохранности. Особо хочу выделить Федеральный закон "О внесении изменения в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации". Он направлен на улучшение положения многодетных семей. В соответствии с Федеральным законом за гражданами, имеющими трех и более детей, сохраняется "право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях" независимо от предоставления им земельного участка для строительства жилого дома. Внесенные Федеральным законом изменения будут способствовать повышению уровня социальной защищенности малоимущих многодетных семей.
Принят очень актуальный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних», который направлен на законодательное укрепление защиты несовершеннолетних от посягательств на их здоровье, нравственность и половую неприкосновенность. Закон устанавливает возможность назначения пожизненного лишения свободы за совершение преступлений, посягающих на половую неприкосновенность несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.
В настоящее время только на рассмотрении Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей находится 41 законопроект, по которым Комитет назначен ответственным комитетом и 50 законопроектов, по которым Комитет является соисполнителем. Практически все законопроекты направлены на защиту интересов детей.

РГ. При формировании Национального плана действий в интересах детей учитывается ли опыт регионов по поддержке семей с детьми, накопленный за последние годы.

Людмила Швецова. . Например, опыт Москвы при проведении Года ребенка. Уникальность этой программы состояла в том, что изначально в основу был взят не ведомственный принцип, а цели, понятные для каждого и поддержанные всеми москвичами. При ее подготовке мы постарались уйти от традиционных форм и структурирования, и взяли в качестве «стержня» основные правила жизни цивилизованного общества, которые определены Конвенцией ООН и Декларацией Генеральной Ассамблеи ООН, здравым смыслом.  
Год ребенка стал переломным для Москвы и ее жителей как в материальном плане, так и в менталитете самих москвичей.
Реализация программы позволила увеличить расходы на московские семьи на 60%, причем 80 % из них были направлены непосредственно в семьи в виде выплат и других форм социальной поддержки. При этом, были в разы увеличены размеры выплат и пособий, введен целый ряд новых льгот, а также расширен контингент их получателей.
На выполнение конкретных мероприятий были выделены значительные средства бюджетного финансирования и средства инвестиционной программы (36 млрд. рублей)
В рамках реализации Года ребенка мы разработали несколько комплексных программ по правовому просвещению, преодолению сиротства, психологической помощи и др. Именно в Год ребенка были разработаны и реализованы многие пилотные проекты, например - по бесплатному посещению детей в театры, музеи, кинотеатры, по созданию «детских игровых комнат» в театрах и кинотеатрах города. Мы почти полностью обновили музыкальные инструменты в музыкальных школах города. Более чем в 2000 ресторанах и кафе, в том числе при детских клубах, торговых и развлекательных центрах для детей были введены специальные детские меню. Появился новый вид дошкольных учреждений - семейные детские сады. В Год ребенка и в Год семьи Москва строила по 100 детских дошкольных учреждений. Сегодня это кажется фантастикой, но мы ставили перед собой такую задачу и достойно ее решали.
Успехи реализации программы были оценены и на международном уровне, ЮНЕСКО объявила Москву городом, доброжелательным к детям. В ее штаб-квартире прошла презентация этой программы, в которой приняли участие много известных деятелей науки, культуры и образования, сотрудников ЮНЕСКО, более 80 послов.
Разработанная программа дошкольного образования и воспитания детей от 0 до 6 лет стала пилотным проектом в программе ЮНЕСКО.
В следующий год, объявленный в стране Годом семьи, мы еще на 40 % увеличили финансирование мероприятий по поддержке семей. В Москве мы изменили статус многодетной семьи путем продления его до исполнения 18 лет младшему, а не старшему ребенку из последних 3-х детей.

РГ. Правда, что в Год семьи вы подписали более 50 тысяч писем директорам предприятий с просьбой помочь работающим мамам?

Людмила Швецова. Это уже легенда. Нет, я направила 25 тысяч писем руководителям банков, коммерческих компаний, предприятий, организаций. Смысл обращения простой: давайте все вместе позаботимся о воспитании детей, укреплении семьи. Подумайте, что может сделать ваша организация для работающих мам. Так появился городской конкурс на звание «Лучшее предприятие для работающих мам». Некоторые сначала скептически отнеслись к нашей затее: мол, что за соревнование из коммунистического прошлого, это нерыночный подход… А сегодня в конкурсе участвуют более 600 московских предприятий, среди которых - ДСК-1, Мосводоканал, МОЭК, фабрика «Парижская коммуна», больницы, телеканалы, газеты. Сколько хорошего придумано для работающих мам! За два года нам удалось объединить усилия органов власти, работодателей, общественных объединений, выстроить систему, которая стала базисом для последующих преобразований в городе. На многих предприятиях в Год ребенка и Год семьи как по инициативе профсоюзов, так и работодателей были приняты специальные программы поддержки семей с детьми. Если материализовать те социальные бонусы, которые выдает предприятие для своих работающих мам, то получается сумма более 2 млрд. рублей в год. Моральная, нравственная сторона дела даже не обсуждается – настолько она значима.

Александр Михайлов, Российская Газета (Федеральный выпуск) N5814 (141) от 22 июня 2012 г.