Культуру России спасёт общественное единство

3 мая приняла участие в «круглом столе» «Культура, историческое наследие и память России». Встреча проходила под руководством Председателя Думы С. Е. Нарышкина в обновлённом по последним музейным технологиям, и в то же время святым для духа и памяти каждого россиянина месте – музее «Бородинская панорама». Эту встречу, именно встречу людей известных, душой болеющих за российскую культуру трудно назвать сухим словом «мероприятие». Лейтмотив – культура как основополагающее явление для развития общества, экономики, государства. Составляющих этого явления и накопившихся в нем проблем – масса.

С. Е. Нарышкин обратил особое внимание на необходимость обновления законодательства, борьбу с фальсификацией истории. В этой борьбе два пути – качественное образование и качественные новые и возрождённые образцы культуры. О связи культуры и образования говорили практически все. М. Е. Швыдкой, например, выразил озабоченность тем, что количество часов русского языка и литературы в современной школе равно количеству часов родного языка, разрешённого в своё время фашистами на оккупированных территориях.

 

Не обошлось без обсуждения финансовой темы. Менее 1% ВВП, выделенного на культуру – таков удел всех музеев, библиотек, театров страны вместе взятых. В. Т. Спиваков с большим сожалением вспомнил время, когда культура не попала в перечень приоритетных национальных проектов. Сегодня творческий человек, коллектив скорее «попрошайка», у него нет гарантий, да и, в общем-то, прав.

В стране нет Закона «О благотворительности» - мы занимаем 138 место в мире по объёмам благотворительности! Для использования бюджетных средств необходимо «преодолевать катакомбы» знаменитого 94 Закона. Ситуация доходит до абсурда – конкурсы выигрывают кампании, в штате которых просто-напросто нет специалистов, а режиссёры выставляют на торги собственные авторские, уникальные произведения и проекты!

Но не только в решении финансовых вопросов путь спасения культуры. Со-действие и взаимо-действие институтов гражданского общества – от провинциальных до общенациональных, объединение усилий людей разных, но неравнодушных – вот ещё одно решение проблем. По инициативе С. Е. Нарышкина уже в мае будет восстановлено Российское историческое общество, а также создан Совет по вопросам культуры при Государственной Думе. А ещё – внимание к провинции. Директор Института Российской истории РАН А. Н. Сахаров вспомнил середину 2000-х, подъём местных музеев и краеведческих обществ, в связи с введением праздника народного единства. Народ готов к единению! А значит к сохранению единой культуры! Но, к сожалению, подъём нивелировался. Может быть, причина того недостаток… нет, не средств, но простого внимания со стороны государства?

Мы часто говорим о воспитании воспитателя. Снижение уровня профессионального творческого образования – вот причина проблем общего снижения уровня культуры, резюмировал Г. Г. Исаакян, художественный руководитель Академического детского музыкального театра им. Н. И. Сац.

Да, нравственный порядок в обществе нарушен. Нам всем нужно осознать, что понятие «народосбережение» - это не только как питается и в чём живёт человек. Это среда, окружение, традиции, т.е. культура! Она не кроется за стенами музеев, это вся рукотворная и духовная среда, в которой живут люди. К сожалению, в эту среду много желающих внести губительные компоненты. В итоге страна занимает лидирующие позиции по СПИДу, наркомании, алкоголизму и другим «достижениям». Мы как нация должны восстановить в исторической памяти умение противостоять! К сожалению, пока этому противостоянию мешаем мы сами, провозглашая образование системой услуг (т.е. Учитель услуживает!!!), назначая на ключевые должности безликих в профессиональном плане менеджеров (им всё равно, чем управлять - знание предмета не требуется!!!) Я не выступаю против товарно-денежных отношений и дальнейшего развития рынка в стране. Но, тем не менее, нельзя всё превращать в товар и измерять деньгами!

Мы должны растить не только таланты, но и тех, кто будет уметь воспринимать плоды этих талантов. Не случайно избранный Президент В. В. Путин в одной из своих программных статей впервые за многие годы обратил внимание на дополнительное образование, необходимость его развития и вовлечения (бесплатного!) большего количества ребят. Это и есть один из способов формирования общей среды, общей культуры.

Отдельно хочу сказать о культуре демократии, умении сформулировать и цивилизованно выразить свою точку зрения. Этому нужно учить и на уроках, и на дополнительных занятиях, и через Интернет. Учитывая специфику развития парламентаризма в нашей стране, начиная от царских времён, проходя через тяжёлый советский период и учитывая особенности последних лет становления демократии, нам необходим музей парламентаризма, где можно увидеть его разные этапы и эпохи, а самое главное, лучшие примеры гражданского диалога, который убережёт нас от «манежной площади», поскольку гражданский диалог тоже является элементом культуры. Такой музей мог бы быть размещён в новом Парламентском центре.

Разговор был интересный и сложный, в чём-то противоречивый, но необходимый в канун рассмотрения Думой двух важнейших законов: «О культуре» и «Об образовании». Государственная Дума уже начала подготовку к их рассмотрению. И для нас важно, чтобы в обсуждении приняло участие как можно больше деятелей культуры, преподавателей, родителей, учеников и студентов. И формы этого обсуждения должны быть разными, в том числе и на моём блоге.

Людмила Швецова.