На службе у детей

В нынешней ситуации активного обсуждения проекта Закона «Об образовании» нам необходимо учитывать мнение учителей, бесценный опыт многих из них. Безусловным авторитетом для меня был и остаётся после его кончины Леонид Исидорович Мильграм. Публикую статью из «МК» 2011 года «Народному учителю СССР Леониду Исидоровичу Мильграму 90 лет», в не совсем для меня характерном жанре: интервью у великого педагога брала я сама.

Его знает и любит вся столица. Он заслуженно является почетным гражданином города Москвы, носит звание «Народный учитель СССР» и , несмотря на все превратности судьбы, сумел прожить долгую и интересную жизнь, сделав много для российского образования. Его кредо – «Школа должна не только давать знания, но и обеспечивать уровень культуры, нравственности, человеческого достоинства». Мужественному человеку, легендарной личности – Леониду Исилоровичу Мильграму 25 февраля исполнилось 90 лет. В канун юбилея заместитель мэра Москвы по социальной политике Людмила Ивановна Швецова решила пообщаться с прославленным учителем за чашкой чая у него дома. «МК» присоединился к беседе.
Леонид Исидорович принимал гостей вместе со своей женой, итальянкой Миреллой, в уютной квартире у метро «Университет». Супруги прожили вместе больше 60 лет, но гостям сразу бросилось в глаза, как трепетно и с любовью они относятся друг к другу.

Людмила Швецова: К любви Мильграма у меня особый интерес. Он настоящий мужчина. Умеет каждой женщине сделать изысканный комплимент. По –настоящему может быть счастлив только тот мужчина, который пронесет любовь через всю жизнь. Приятно видеть, как вы смотрите друг на друга влюбленными глазами. Расскажите, как вы познакомились?

Мирелла: Мильграм был в короткой командировке с фронта в Москве, и туда же 9 мая 1943 года приехала я из Куйбышева. На следующий день побежала к подружке в гости, дверь мне открыл высокий молодой человек в белом полушубке – так мы и познакомились. Мы провели несколько дней вместе, но скоро мне пришлось уехать обратно. Мы стали переписываться. За время войны Мильграм написал мне больше ста писем, они все у меня сохранились.

Людмила Швецова: Как вам удалось их не растерять?

Мирелла: Все сберегала, зато у Мильграма нет ни одного моего письма! Когда он ехал с фронта, у него утащили чемодан. Но он сам говорит, что их было бы теперь неинтересно читать.

Леонид Исидорович: В них был сплошной «холод».

Мирелла: А вот из всей кипы его писем я смогла отобрать около десятка, в которых меньше всего сюсюканий. Он пишет, что взяли Рим, а его волнует только то, что я уеду! Уехала ли я? Ну видите же, я осталась, черт возьми!

Леонид Исидорович: Как-то на фронте меня вызвал особист и спросил, с кем я переписываюсь. Переписываться с итальянкой – сущее сумасшествие! Сначала я запнулся, а потом нашелся и ответил: «А вы проверьте ее по своим каналам». Через месяц он меня вызвал снова и говорит: «У меня для тебя две новости: хорошая и плохая». Он разрешил мне переписываться с Мимой. А вот вторая новость была действительно плохая. Когда я ранее заполнял анкеты, всегда указывал, что мой отец осужден на 10 лет без права переписки. Оказалось, что это легальное прикрытие расстрела. Так я узнал, что отца у меня больше нет.

Мирелла: У меня была секретная работа – я перехватывала сводки на итальянском языке. Только благодаря этому особист и разрешил нам переписываться.

Людмила Ивановна: На чем держится ваша семья, как вам удалось сохранить любовь друг к другу?

Мирелла: Сложно ответить, наверное, виновата порядочность Мильграма.

С иронией по жизни

Людмила Швецова: Вы – почетный гражданин Москвы. Этого звания были удостоены величайшие люди еще до революции, потом его долго не давали. С 90-х годов, когда возобновили эту традицию, званием были награждены представители разных профессий: доктор Валерий Шумаков, композиторы Георгий Свиридов и Александра Пахмутова, балерина Галина Уланова, певец Иосиф Кобзон, патриарх Алексий, но учитель – впервые. Став почетным гражданином столицы, вы стали еще более ответственным за судьбу города. Что бы вы хотели в нем изменить?

Леонид Исидорович: Я действительно настоящий москвич. Родился в гостинице «Центральная», тогда там было общежитие Коминтерна. Состояние города во многом зависит от мэра. Я был на инаугурации Сергея Собянина, и на меня он произвел впечатление босса. Думаю, все его решения будут выполняться. Я хочу пожелать ему успешно управлять городом и полюбить Москву так, как того она, безусловно, достойна. Москва – это в первую очередь люди, традиции. Говорят, у Москвы есть душа. Я ее ощущаю.

Людмила Швецова: Как вам жилось с записью «сын врага народа»?

Леонид Исидорович: Было тяжело. После войны меня чуть не исключили из партии. На патрбюро стали зачитывать заявление моего одногруппника, который написал, что я плохой коммунист. Аргументом стало то, что на семинаре по политэкономии я сказал, что зря мы недооцениваем роль конкуренции. Меня били тем, что у нас есть соцсоревнование. Но это же разные вещи!

Мирелла: Нет, нет! Его не успели исключить. У него есть ангел – хранитель, который ему помог. На факультете решение приняли, а уже на большом собрании большинство проголосовали против того, чтобы Мильграма исключали.

Леонид Исидорович: Некоторые яро выступали против меня: один аспирант заявил, что для меня даже не нашлось русской женщины. А тогда был закон от 15 февраля 1947 года, запрещающий браки с иностранцами, и он же аннулировал браки, уже заключенные. Закон только вышел, а у Мимы уже шесть месяцев беременности! Но оказалось, что ЦК партии выше закона, и наш брак сохранили.

Людмила Швецова: Хочется вспомнить о вашем отце. Несколько лет назад вы принесли мне газету, где было рассказано о его судьбе. Помню, что была потрясена. Вам было всего 12 дней, когда было принято решение отправить его выполнять особую волю государства. Он работал в разведке и закончил свою жизнь трагически, но все, кто его знал, говорят, что он никогда не лгал, никого не предал. Что бы вы хотели узнать еще о его судьбе?

Леонид Исидорович: Я много лет пытаюсь узнать что-то большее. Как – то я был в Голландии и разговорился с полицейским. Я рассказал ему, что мой отец сидел здесь в тюрьме. Проникнувшись, он выкрал дело моего отца. И теперь оно хранится у меня. Отец был разведчиком, и на каждую командировку ему давали новый паспорт. Таких паспортов у него было 9. И по одному их них он был Бильграмов. Иногда и я себя так называю. Окончание «ов» мне очень нравится.

Мирелла: Он своему ученику Пете Иванову всегда говорит, что очень завидует: «Петр, а еще и Иванов!»

Людмила Ивановна: Я этого Петю знаю, он сейчас начальник Мосгортранса. Казалось бы, технарь, менеджер, а на нем есть печать мильграмовская: доброжелательный, отзывчивый, интеллигентный.

Леонид Исидорович: Они все с печатью. А вот с Петей было несколько анекдотов. Как – то на контрольной работе он прикрепил шпаргалку к галстуку резинкой и легким движением руки доставал, когда было нужно. Учительница заметила и привела ко мне на расправу. Помню, как я сказал: «Это, конечно. Возмутительно, но гениально!». Более того, снял свой итальянский галстук и подарил ему.

«Школа № 45 – дело всей жизни!»

Леонид Исидорович: Хотя я не работаю в школе с 91-го года, я купаюсь в любви учеников до сих пор. К моему юбилею выпускники выпускают книгу. Я читаю, и мне неловко – сколько приятных слов! А вы знаете, что меня больше всего покорило? Как – то после празднования дня рождения я обнаружил конверт с несколькими тысячами долларов. Сразу прикинул, кто бы мог его оставить, и тут же позвонил. Чтобы отругать. На что мой бывший ученик спокойно ответил: «Не нужно для себя, используйте на благотворительность!». И вот уже несколько лет деньги, которые он мне дает, я отсылаю оставшимся в живых однополчанам.

Людмила Ивановна: Сейчас разговоров о том, какая должна быть российская школа, на что она должна быть ориентирована. Вы всегда говорили, что школа – дом радости, любви, иронии и большой дружбы. Я с вами солидарна и считаю, что получить нормальные знания можно лишь тогда, когда тебе этого хочется. А хочется, когда тянет в школу. Недавно я была на совещании, и туда приехал директор престижной лондонской школы. К нему наши богатые люди отправляют учиться своих детей. Я слушала и думала: что же там такого особенного? Оказалось, они не только дают хорошие знания, они учат детей быть счастливыми. Даже предмет такой есть – «как быть счастливым». Уверена, что в наших лучших школах тоже учат детей быть гражданами, порядочными людьми, лидерами, быть счастливыми.

Леонид Исидорович: Действительно, самое важное, что делает школа, - это формирование личности человека. Я всегда считал, что воспитывать и обучать можно только с помощью кнута и пряника. Эти два символа висели у меня и в кабинете, и дома. Этому методу я научился в армии. Расскажу один эпизод: в увольнении мы всегда ходили в читальный зал библиотеки. Однажды сидим за книжками, и входит начальник штаба Александр Петрович Конница. Поинтересовался, что мы тут делаем. А на следующий день издал приказ: отпустить 6 человек в увольнение на субботу и воскресенье. И даже дописал: вне лимита. Кажется пустяк, но как характеризует человека.

Людмила Швецова: Вы не скрывали своего негативного отношения к нашумевшему телесериалу «Школа», в то же время допускаете. Что школа болеет некоторыми недугами… В частности, очень сильно переживаете за нравственное состояние директорского корпуса. Вы говорите, что детектор лжи может стать не лишним, чтобы определить, чисты ли помыслы директора. Когда вы руководили школой № 45, ваш собственный внук учился в другой школе, внучка вашего брата училась у вас только до 8 – го класса, потом вы попросили ее забрать. Почему?

Леонид Исидорович: Моя внучатая племянница – хорошая девочка, и в школе ее любили. Но как – то она прогуляла два дня из-за того, что танцевала в группе. Я вызвал ее мать, которую тоже очень люблю, и сказал: «Забирай документы!».

Людмила Швецова: Я сама выросла в семье учительницы. Полтора года, пока училась в школе, где работала мама, запомнились мне на всю жизнь. Как только я не была готова к уроку, мама приходила к этому учителю и говорила: «Людмилу надо сегодня спросить». Может, и хорошо, что родственники не учились в вашей школе. Возможно, к ним вы были бы вдвойне строги.
Ходят легенды, что вы ранним утром вызывали родителей тех детей, которые в чем-то проштрафились…

Леонид Исидорович: Все правда. На работе каждый день был в 6 утра. И в 6.30 ко мне приходили ребята, которые получали «двойки». Эти «двойки» исправляли моментально. Кому же хочется в 6.30 приходить?! Родителей вызывал к семи утра. Один раз вызывал даже министра – его дочь училась у меня.
Одна их моих выпускниц, сейчас она заведует кафедрой в одном из столичных вузов, написала в своем «Живом журнале»: « Мы хорошо учились, а главное, это была школа гуманизма и свободы!». На входе висели карикатуры на учителей. Это ломало лед между педагогами и детьми. Никто не обижался, все знали, что это не от злобы, а от любви.

Право на образование

Людмила Швецова: Сейчас идут горячие дискуссии о том, какой должна быть школа будущего. Век компьютерных технологий, меняющаяся Россия требует модернизации образования, нацеливания выпускников школ на самореализацию в новых условиях. В нашей школе каждый ребенок должен найти себя, независимо от кошелька родителей: способный – раскрыться, получить путевку в высшее образование; дети средних способностей – получит твердые знания, умения и навыки, найти свой путь в жизни. Не должна школа отбрасывать на обочину и трудных, запущенных в педагогическом плане ребят. Не их вина, что им не повезло с семейной атмосферой и первыми учителями…

Леонид Исидорович: Я понимаю, о чем вы говорите. Если говорить о структуре образования, я считаю, что мы заблудились. Я за то, чтобы в Конституции было написано, что каждый имеет право получать образование. Право, а не обязанность. Могу сказать, что если в классе есть пара человек, которые не хотят учиться, то желание пропадает у всех.
А начиная с седьмого класса надо усиливать факультативные занятия. Причем если ребенок не может платить деньги, то сделать их бесплатными. Это позволит школьнику сориентироваться и выбрать себе цель. А еще, ЕГЭ надо делать обязательно, о только в 9-х классах и двух видов на выбор. Например, чтобы ученик, если пишет экзамен по русскому языку и литературе, мог выбирать между сочинением и изложением. А уже сдав, определяться, какое направление он пойдет изучать углубленно. Причем всегда должна оставаться возможность смены ориентации.
У нас все поступали в институты, и в Москве эта школа не единственная. У нас есть компания директоров, у которых все дети поступают в вузы: Овчинников, Комлева, Ямбург, Завельский…

Людмила Швецова: Я горжусь тем, что столица весь прошлый год на билбордах, установленных на площадях, лицезрела тройку этих педагогов: Овчинников, Комлева и Мильграм. Маркс и Энгельс отдыхают! Москва расцвела их портретами.
Не так давно Барак Обама обращался к сенату по вопросам развития американского образования. Я внимательно прочитала этот безусловно интересный текст. Весьма масштабно поставлены задачи взращивания интеллекта нации. И вновь Обама вспомнил Эйзенхауэра, как тот в 50- е годы посылал в СССР специалистов, чтобы посмотреть, как поставлено у нас обучение. И именно в постановке образования он видел причины того, что наши конструкторы обогнали американских и мы первые начали осваивать космос. А мы, не видя гениев в своем Отечестве (я имею в виду педагогических), все стараемся настроить только на американское и европейское.

Леонид Исидорович: А это значит – тормозить.

Людмила Швецова: Да, мы не должны интегрироваться в международное образовательное пространство. Но давайте не забывать о наших российских школах физики, математики и инженерного дела. А творческие школы… Но меня волнует и социальный аспект. Думаю, что право на образование и реальные возможности его получения надо приближать. Что будет со страной, когда ученики в 9-м классе, еще нераскрывшиеся, выберут себе облегченный курс обучения и не будут знать элементарного?

Леонид Исидорович: У нас неправильная политическая ориентация. Наряду с образованием нужно строить сильную воспитательную работу. В школьные годы нельзя детей политизировать. Но надо насаждать культуру, нравственные идеалы, стремление делать добро людям. Мы возили наших школьников в интернат, где живут дети с ДЦП. Такие поездки давали хороший результат, и не только для детей-сирот, сколько для здоровых детей. Такие уроки доброты делают людей людьми.

Людмила Швецова: Наевшись идеологии в советское время, в начале 90 – х, в ходе либеральных реформ, из образования вычеркивалось все, что было связано с воспитанием. Утверждалось, что школа должна только давать знания. Закрыли школьные музеи, не осталось ориентированных на воспитание педагогов. Воспитывать стали улица, асоциальные типы и провокаторы. Вопрос зависал в воздухе: кто же возьмется за воспитательную работу? Помню, как один высокопоставленный чиновник сказал: а пусть церковь.

Леонид Исидорович: В нашу школу я тоже приглашал священнослужителей. Как – то познакомился я с владыкой Питиримом и попросил его прийти, чтобы рассказать о православной культуре. Это была интереснейшая лекция! Тогда мне пришла в голову мысль, что посвящать в религию детей не надо, а надо готовить культурную базу, чтобы человек смог потом сам сделать свой выбор.

Людмила Швецова: В качестве своей ремарки я хочу сообщить читателям «МК», что Леонид Исидорович – ярый поборник авторитета руководителя. Он говорит: «Есть авторитет от власти, а есть власть от авторитета». Разницу сразу не уловишь, но Мильграм ратует за второе. Чтобы в полседьмого утра приглашать к себе в директорский кабинет нерадивого ученика с родителями – для этого действительно надо обладать колоссальной властью и авторитетом.
А кого бы вы хотели в качестве двоечника пригласить к себе в кабинет и в вашем излюбленном стиле посадить напротив себя и попросить написать сочинение на тему «Как я дошел до жизни такой»?

Леонид Исидорович: Мима, напишешь? (Смеется). А вообще у меня до сих пор хранятся некоторые сочинения. Например, девочки, которая проворовалась в школьной раздевалке. Тогда за нее весь класс поручился, что она больше никогда так не сделает. Это было покаяние.
Нужно каждый раз находить какой-то неординарный подход к детям – такие примеры запоминаются. Как-то приходит ко мне парень и говорит: «Меня избили!». Я спрашиваю: «Кто?». Тогда он называет имена троих одноклассников. Я их вызываю, и выясняется, что была дуэль из-за того, что «ябеда» похвастался связью с одной девочкой, а мальчишки за нее заступились. Я всем сделал выговор за драку, потом вызвал тех троих и сказал: «Считайте этот выговор орденом, который я вам вручаю. Вы правы!».

Людмила Швецова: Спасибо вам за сердце, сполна отданное детям, вашим ученикам. Ваш юбилей – это и их праздник. С днем рождения, мильграмовцы!

От редакции: накануне юбилея мэр Москвы издал Указ о награждении Л.И.Мильграма знаком «За заслуги перед Москвой», с чем мы от души его и поздравляем.

Анна Горчакова, Московский Комсомолец, 26 февраля 2011 года