Что ни шаг, то история

Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат писателю Д.Н. Мамину - Сибиряку. Он утверждал, что Москва похожа на старинную книгу. И действительно, почти каждое здание, которому 100 и более лет, может поведать не одну волнующую повесть, легенду или рассказ о прошлом города и населявших граждан.


Хочу привлечь внимание читателей к тем строениям, мимо которых мы нередко пробегаем, не предполагая, что их появление было вызвано желанием увековечить ту или иную страничку истории. На столичных улицах можно прочитать целые главы из летописи нашей страны. Для этого нужно лишь побродить по городу с хорошим путеводителем, а еще лучше – со знающим и любящим Москву краеведом.

Древнерусская традиция не поощряла создание скульптурных монументов в память тех или иных выдающихся личностей или событий. Их увековечению призваны были служить сооружаемые храмы и соборы. И когда русский народ сбросил многовековое монгольское иго, этой победе москвичи посвятили несколько величественных церковных памятников. В Кремле возводятся в знак победы на Куликовом поле храм Рождества Богородицы на Сенях и Вознесенский монастырь; в Белом городе – Высоко-Петровский и Рождественский монастыри. В 1393 году в Кремле появляется «зело чудная» церковь Лазаря. Она была возведена по повелению княгини Евдокии, жены Дмитрия Донского, рядом с княжеским дворцом, чтобы напоминать о великой победе.
А на месте клятвы-молебна русского войска перед битвой на поле Куликовом в память о всех погибших был построен главный памятник – храм Всех Святых в Кулишках. Это было деревянное строение. Оно, конечно, не сохранилось. Но части сруба церкви были обнаружены под фундаментом поныне существующего храма, который был возведен в XVI – XVII веках.

А какова история величественного Новодевичьего монастыря? Он был основан Московским великим князем Василием в 1524 году в честь того, что Смоленск и вся исконно русская Смоленская земля, с начала XI столетия находившаяся под властью Великого княжества Литовского, были возвращены в состав Российского государства.

Строительство же храма Василия Блаженного (Покровского собора на рву) на юге Красной площади также связано с важнейшим событием в нашей истории. Он был сооружен в 1555-61 годах в честь взятия российским воинством под водительством Ивана Грозного в 1552 году Казани. Это была победа над Казанским и Астраханским ханствами – остатками Монгольской империи на великом Волжском пути. Она положила конец набегам на Русь с юго- востока. Поэт Дмитрий Кедрин посвятил этому событию поэму «Зодчие»:

Как побил государь
Золотую орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель, -
Гласит летописца сказанье, -
В память оной победы
Да выстроят каменный храм…


Переместимся в еще один район. Храм Покрова в Медведкове был сооружен в 1640 году князем Дмитрием Пожарским в своей усадьбе, на берегу Яузы, в знак победы русского оружия в 1612 году. Освобождению Родины от польско – шведской интервенции в Смутные времена посвящены также храм Успения в Крутилах, который был кафедральным собором России в ту пору, как и собор Казанской Божьей Матери на Красной площади. Возведение его также связано с именем Дмитрия Пожарского.

А вот общеизвестный факт. Храм Христа Спасителя – памятник русской славы. Во время Отечественной войны 1812 года император Александр I дал обет, что возведет храм после изгнания французов. Обет своего брата принял на себе сменивший его на троне император Николай I. Сооружение храма велось в 1837 – 1883 годах по проекту архитектора К.А.Тона. Известные живописцы и скульпторы России приняли участие в его отделке и убранстве. И Суриков, и Верещагин, и Клодт, и Маковский… храм был неоправданно в тридцатые годы уничтожен и в наши дни воссоздан заново.

Завершить короткую экскурсию по местам русской славы, запечатленной в архитектурных памятниках столицы, хотела бы остановкой у только что построенного Петровского путевого дворца. Он был возведен в 1776 – 1796 годах по случаю заключения Кючук – Кайнарджийского мира с Турцией в 1774 году. Его спроектировал гениальный архитектор М.Ф.Казаков. Дворец был задуман как парадная резиденция российских императоров. Использовался в этих целях в ходе остановок государей на пути из Петербурга в Москву. Особенно это было значимо во время коронационных процессий. Из Петровского дворца царь с царицей совершали торжественный въезд в Первопрестольную.

Людмила Швецова.

«Москвичка» №18