Швецова Людмила Ивановна - Личный сайт. Блог Людмилы Швецовой

Статьи и мысли

Социальное партнерство и благотворительность – залог успеха Москвы

Говорим о социальной политике в журнале "Признание".

Правительство Москвы и городская Дума в течение последних лет на законодательном и исполнительном уровне власти последовательно налаживает конструктивный диалог и взаимодействие с общественными организациями. Это понятно: сильной власти нужны социальные партнеры, которые возьмут на себя функции экспертов, конструктивной оппозиции, смогут выступить с новыми серьезными инициативами, тем более что у неправительственных организаций в городе Москве уже существуют определенные ниши, где они успешно реализовывают свои социальные проекты и программы…

Сергей Абакумов: Лично Вы, как заместитель мэра столицы, расцениваете ли существующие и реально действующие в столице различные гражданские институты, как равноправных партнеров исполнительной и законодательной власти? И готовы ли эти гражданские институты в лице общественных объединений, некоммерческих организаций, независимых СМИ, предпринимательских объединений и т.д. сами стать дееспособными партнерами?

Людмила Ивановна Швецова: В столице на сегодня зарегистрировано около 14 тысяч общественных организаций. Эта серьезная сила, с которой нельзя не считаться. Москва последовательно выстраивает на законодательном и исполнительном уровне власти систему налаживания конструктивного диалога и взаимодействия с общественными организациями.

Хочу напомнить, что в начале 90-х годов ситуация в городе в отношениях власти с общественностью была совсем иной. Шла конфронтация с московскими профсоюзами, закрывались ветеранские организации, идея создания общественной палаты осталась благим пожеланием. Справедливости ради надо отметить, что тогда была и власть другая, и совсем иные общественные организации. Мы выстраивали современную систему буквально по кирпичику или точнее создавали очень тонкое кружевное (но прочное!) поле социального партнерства. Оно доказало свою эффективность даже в самые критические периоды политических и экономических потрясений.

Но жизнь не стоит на месте. Изменилось государство, меняется общество и вместе с ним общественные организации. И это ставит перед нами новые задачи в сфере социального партнерства.

Сегодня в своей работе с гражданскими объединениями мы стремимся отойти от устаревшего инструментального подхода к общественным организациям, как преимущественно помощникам властей в осуществлении городских программ. Сама жизнь диктует необходимость установления равноправного партнерства власти и общества.

Что такое партнерство? Это объединение усилий государства и общественности в решении самых разнообразных проблем жизни людей. Но это и разделение ответственности, как за принятие решений, так и за реализацию их на практике. А для этого общественные организации должны обладать реальными полномочиями по выдвижению гражданских инициатив и контролю за их осуществлением. Их голос должен звучать громче, и он должен быть услышан и не только в вопросах социальных, но и в таких общезначимых сферах, как безопасность, экология, экономика, городская инфраструктура и т.д. Этот процесс будет сложным, потому что многие общественные организации пока еще объективно не готовы взять на себя ответственность. Да и властные структуры не приучены к такой роли общественных организаций, отсутствуют и эффективные механизмы взаимодействия.

Взаимодействие власти и общественных организаций в России - сколь актуальная, столь и острая тема. Принципиально важный вопрос здесь наряду с наличием политической воли власти - представительность самих общественных организаций. У нас много говорится о гражданском обществе как о фактически существующем феномене. В действительности гражданское общество в России только строится, причем дело это находится, как говорят строители только на «нулевом цикле». Но стройка стройкой, а жить и работать надо сейчас.

Государство должно очень вдумчиво работать с общественными организациями для того чтобы весь потенциал взаимодействия не начинался и заканчивался пиаром. Думаю, что в первую очередь необходимо укреплять сотрудничество в решении простых, самых насущных проблем, связанных с местным самоуправлением, с образованием, здравоохранением, социальной защитой, работой с семьей и детьми. Это полезное «поле» для общественных организаций, чтобы набраться опыта», получить реальный авторитет для использования права внесения инициатив, общественных оценок в городе и стране.

С.А.: Как Вы оцениваете в этой связи роль Общественной палаты?

Людмила Ивановна Швецова: Однозначно - полезно. Конечно, не все еще состоялось, но Общественная палата являет собой пример привлечения общественности к решению жизненно важных для страны задач. Правительство Москвы с большим вниманием отнеслось к этой инициативе. Мы считаем, что подобного рода общественные институты особенно важны в условиях, когда гражданское общество только находится в процессе становления. Это решение Президента РФ В.В. Путина подало пример регионам.

Вместе с тем во многих регионах, как грибы после дождя, стали создаваться точные копии региональных общественных палат. Думаю, что такой подход вряд ли продуктивен.

Принцип формирования палат должен быть индивидуальным, отражать особенности того или иного региона, продвинутость в развитии социального партнерства.

Есть, между прочим, и европейский опыт. Там есть свои аналоги общественной палаты, например, в Великобритании, где создан постоянно обновляемый национальный комитет, состоящий из девяти человек - цель которого - осуществлять общественный контроль за работой правительства и парламента. И эта штучная деятельность оказывается зачастую весьма эффективной. Задача такого органа вдумчиво исследовать конкретные вопросы, а не заниматься так называемыми общими проблемами. Но зато уж начатое дело доводить до конца. И роль и значение такого небольшого общественного органа может оказаться существеннее, наспех созданных в некоторых регионах аналогов Общественной палаты.
Одним из основных принципов взаимодействия Правительства Москвы с общественностью является признание многообразия форм проявления общественной инициативы, учет реального уровня развития общественной самодеятельности, что исключает доминирование какой-либо одной формы работы.

Количество общественных организаций, являющихся участниками программ развития административных округов города Москвы на условиях социального заказа и договора о совместной деятельности за четыре года выросло, более чем в 2,5 раза, а объем бюджетного финансирования, выделяемого общественному сектору на эти цели, увеличился в четыре раза и составил в 2007 году более 100 млн. рублей.
В рамках конкурса по поддержке общественных социально значимых инициатив, только Комитетом общественных связей в 2007 году было поддержано 149 проектов на сумму 41,5 млн. рублей.

Впервые в конкурсе по отдельной номинации приняли участие детские общественные объединения. Для реализации представленных детскими общественными организациями инициативных проектов и программ было выделено около 20 млн. рублей.

С 2007 года Комитетом совместно с общественным Благотворительным советом города Москвы проведен конкурс благотворительных программ. Победителями конкурса стали 46 благотворительных программ, на поддержку которых выделено 50 млн. рублей.
Нам представляется, что в городе должен быть не один орган аналог Общественной палаты, а система взаимодополняемых структур, основанная на базе уже действующих организаций, таких, как Консультативный Совет по взаимодействию органов власти и общественного сектора, Совета по вопросам управления и развития нового органа - Московского форума общественных организаций, который с успехом был проведен в 2005 и 2006 годах. Сегодня в городе и эффективно работает Общественный наблюдательный совет за ходом реализации Программы Года ребенка в Москве. Создана Общественная палата по образованию в городе. В 2007 году учрежден Благотворительный Совет города Москвы, который возглавляет В.В. Терешкова.

Эта система стала своего рода «буфером» во взаимоотношениях власти и гражданского общества, позволяющим крепче осуществлять их «сцепку». Благодаря деятельности этих организаций общественная инициатива и общественное мнение становятся «включенными элементами» в деятельности Правительства Москвы. В рабочем порядке осуществляется их интеграция в управленческий процесс, обеспечивая реальное влияние общественности на принятие решений в тех областях, которые вызывают наибольшую озабоченность москвичей.

Так, Советом по вопросам управления и развития были подготовлены и переданы мэру Москвы доклады о градостроительной и миграционной политике, лекарственном обеспечении москвичей. Содержащиеся в этих докладах конкретные рекомендации были поддержаны мэром и нашли свое отражение в городской жизни. По инициативе ряда общественных организаций города были разработаны и внесены предложения по внесению изменений в Федеральные Законы «Об общественных объединениях» и «О благотворительных организаций и благотворительной деятельности». А это и есть на практике тот новый тип отношений, о котором я говорю.

В порядке структурирования действующих органов взаимодействия с общественными организациями и обеспечения их эффективного диалога с органами власти мы работаем над созданием в самое ближайшее время Общественного совета города Москвы.
Эта задача не имеет ничего общего с прикармливанием общественных организаций, формированием вокруг органов власти карманных, во всем послушных объединений. Сильной власти нужны и умные сильные социальные партнеры, которые возьмут на себя функции экспертирования, оппонирования, внесения инициативных проектов, участия в реализации социально значимых программ.

С.А.: Скажите, пожалуйста, а что для Вас значит общественное мнение?

Людмила Ивановна Швецова: Это то, без чего не может реализовываться цивилизованная политика, эффективно действовать руководитель государственных органов власти любого, даже самого высокого уровня. Общественное мнение - очень важная категория, необходимая для становления демократических органов власти и гражданского общества.

Органы власти нуждаются во взгляде со стороны на управленческий процесс. Сложность состоит в том, чтобы иметь объективное и независимое, с одной стороны, и конструктивное и компетентное, с другой стороны, мнение.

На наш взгляд, каждый раз, принимаясь за решение в городе той или иной задачи в рамках социального партнерства, мы должны дать ответ на три вопроса:
1.    Что необходимо выделить в качестве приоритетов в развитии города, что вызывает сегодня наибольшую обеспокоенность общественности?
2.  Какие политические, административные и юридические ошибки лежат в основе тех негативных явлений, которые вызывают общественное беспокойство?
3.   Какие меры административного и законодательного характера должны быть рекомендованы, чтобы устранить саму возможность возникновения подобных явлений?

И все же выбирая между двумя традиционными русскими вопросами, мы в Москве отдаем предпочтение вопросу «Что делать?», а не «Кто виноват?».

Мы должны учиться взаимодействию, создавать необходимые условия для учета общественного мнения при принятии важных государственных решений. Решение этой задачи -ключ к успеху.
В качестве примера такой работы может служить создание в городе эффективной системы учета мнения молодежи.
В городе действуют Молодежная палата при Мосгордуме, отраслевые и окружные молодежные советы, молодежные палаты при муниципальных собраниях.

Особо хотелось бы сказать о Студенческом Правительстве дублеров, сформированном в феврале 2006 года. Это уникальный московский проект. В этом Студенческом Правительстве работают 42 дублера членов Правительства Москвы и руководителей органов исполнительной власти города Москвы.

Оно проводит экспертную оценку, активно участвует в принятии решений Правительства Москвы. Один раз в год на целый месяц Студенческому Правительству даже передаются бразды правления столицей. В августе 2006 года и в июле 2007 года под руководством Мэра Москвы Ю.М. Лужкова проведено по три заседания Студенческого Правительства дублеров, рассмотрено 12 важных для города и молодежи вопроса. В том числе «О городской целевой программе «Молодежь Москвы на 2007-2009 гг.», «О городской целевой программе развития начального и среднего профессионального образования города Москвы «Рабочие кадры» на 2008-2009 гг.» и др.

Всего в ходе рассмотрения вопросов на заседаниях Правительства Москвы в 2006-2007 гг. Студенческим Правительством подготовлено 41 выступление, внесено более 200 предложений, большинство из которых были реализованы: по созданию жилого дома коммерческого использования (доходного дома) для студентов, недопущения разрушения и охраны исторического наследия - дома Мельникова на Арбате, средних торговых рядов на Красной площади, о создании банка данных недобросовестных работодателей, проведения диспансеризации первокурсников и многие другие.

Принятый в 2007 году бюджет города Москвы сохранил свою социальную направленность. В чем его отличие от предыдущих? Какие статьи конкретно выражают социальность бюджета?

Хочу особо отметить ту помощь, которую в столице получают семьи с детьми. Если называть по пунктам, то только их перечисление выльется в добрую брошюру. Что мы и сделали! Год ребенка еще только приходил с Новым годом, а мы уже издали очень полезную книжку - «Растем вместе с Москвой», в которой расписали все, что будет получать конкретная московская семья, имеющая ребенка. И куда обращаться, если вдруг где-то им сказали: «А вам не положено!». Московским семьям многое положено, и они теперь об этом все знают, и все это имеют. Следует отметить, что этот богатейший информационный материал попал в каждую московскую семью. Мероприятия программы охватывают практически всех москвичей. Так, только денежные выплаты на детей, которые значительно увеличены с этого года, получают более 25 тыс. многодетных семей, почти 75 тыс. одиноких матерей, 16,9 тыс. неработающих родителей (опекунов, попечителей) и занятые уходом за детьми-инвалидами (или инвалидами с детства до 23 лет).

Материальная помощь, которая оказывается городом - это не только денежные выплаты, но и целая система предоставления натуральных льгот, в том числе возможность их получения посредством применения социальной карты москвича. К примеру, с этого года все дети до 18 лет из многодетных семей обеспечиваются бесплатными лекарственными препаратами.

За последние годы мы фиксируем устойчивую тенденцию снижения общей заболеваемости детей, в том числе благодаря программе детской диспансеризации, которой в этом году будут охвачены 100% детей.

Одно из новшеств Года ребенка - внедрение «Паспорта здоровья ребенка», в котором отслеживается весь процесс физического развития каждого ребенка.

За последние десять лет продолжительность жизни в столице выросла в среднем на девять лет. Младенческая смертность сохраняется на уровне, характерном для ведущих европейских стран. За 11 месяцев этого года в Москве родилось 92353 ребенка. И мы надеемся, что к 1 млн. 600 тысяч московских детишек в этом году прибавятся не менее 100 тыс. новых москвичей. В текущем и следующем году в городе будет построено еще по 100 детских садов, а к концу 2011 года число мест в детских дошкольных учреждениях увеличится на 70 тысяч по отношению к современному уровню.

Год ребенка мы планируем завершить принятием двух масштабных программ: «Стратегия города Москвы по улучшению положения детей на 2008-2017 годы» и дошкольного образования и воспитания детей от 0 до 6 лет, которая станет пилотным проектом в программе ЮНЕСКО.
Современная социальная политика -это не только помощь нуждающимся, но и инвестиции в будущее человека, в его здоровье, в его профессиональное, культурное, личностное, духовное развитие. Именно поэтому в городе особый приоритет отдается развитию здравоохранения, образования, культуры.

С.А.: Порой, кажется, что приобщиться к «высокой культуре» можно лишь при условии принадлежности к так называемой элите общества, ведь билеты на престижные театральные постановки, выставки, другие культурные мероприятия далеко не каждому по карману. Насколько, по Вашему мнению, в современных условиях высокое искусство может быть доступно простому человеку?

Людмила Ивановна Швецова: На мой взгляд, вопрос поставлен не совсем корректно. Подобной терминологией - престижные мероприятия - в сфере культуры мы не пользуемся.

В культурной политике, осуществляемой Правительством Москвы, существует понятие - «социально-значимые мероприятия», то есть имеющие важную художественную и культурно-просветительскую ценность. Такие акции (фестивали, концерты и т.п.) действительно могут и часто бывают престижными, так как укрепляют имидж Москвы как крупнейшего мирового центра культуры.
Вот на такие социально-значимые мероприятия цены достаточно доступны, многие из них бесплатные для посещения, город в значительной степени дотирует их из бюджета. На многие мероприятия мы выкупаем билеты и распространяем на благотворительной основе среди ветеранов войны и труда, школьников, малоимущих семей и детей-сирот.

А вот на концерты некоторых звезд российской и зарубежной эстрады цены действительно иногда зашкаливают. Часто совсем необоснованно, но рынок и в культуре действует. К таким концертам органы исполнительной власти города отношения не имеют. Подобные мероприятия организуются различными частными продюсерскими центрами сугубо на коммерческой основе.
Правительство Москвы значительные средства направляет на поддержание (в определенной степени) доступных цен в театры, музеи, платы за учебу в музыкальных и художественных учебных заведениях.

К примеру, цены на билеты в кинотеатрах, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, для детей составляют от 30-80 руб., для взрослых от 70 до 150 рублей. Очень много проводится бесплатных киносеансов.
Цены в московских театрах колеблются таким образом: для детей -50-250 рублей, для взрослых - 250-2600 рублей. Но здесь следует учесть, что постановка новых спектаклей, оплата гонораров многих видных артистов требует очень значительных финансовых средств.

Мы можем с полной ответственностью заявить, что осуществляемая дотационная политика дала свои положительные результаты, что привело к увеличению посетителей городских учреждений культуры. Только в прошлом году 3 млн. человек посетили музеи, столько же театры. В городских библиотеках зарегистрировано более 17 млн. человек, при этом 2,5 млн -это постоянные читатели. В 6 тыс. клубных учреждений творчеством занимаются более 100 тысяч москвичей.

Мы достаточно успешно реализуем программу бесплатного посещения театров и музеев учащимися, на которую было выделено из городского бюджета более 80 млн. рублей. Если в 2006 году участниками указанной программы стали около 300 тыс. человек, то в Год ребенка - 780 тысяч. Как вы понимаете, с каждым годом нагрузка на бюджет в этом смысле увеличивается, но мы все равно и дальше будем продолжать политику, обеспечивающую доступность для всех категорий населения городского культурного пространства.
Во время школьных каникул особо остро стоит вопрос о проведении досуга молодого поколения. Как удается решать вопросы отдыха школьников в период каникул?

Во время каникул мы пытаемся решить две серьезные проблемы — это отдых и оздоровление детей, а также их занятость. В этом вопросе у нас есть определенные наработки, свои достижения. Так, в Москве летом 2007 года в детских оздоровительных учреждениях отдохнули более 500 тысяч детей и подростков. На эти цели из городского бюджета было выделено более 1 млрд. 600 миллионов рублей. Но вы начали с досуга молодого поколения, а это уже более углубленный вопрос, который надо решать не только в каникулярное время, а каждый день. Как говорится, высоты, не занятые нами, занимают враги наших детей. Кто они? Нет смысла скрывать - наркомания, алкоголизм, игромания, бездуховность, равнодушие к судьбе страны и к собственной судьбе, другие не менее острые проблемы. Этот участок работы в Правительстве Москвы мы считаем одним из самых актуальных и важных. Осваивать его мы поручили нашему новому Департаменту семейной и молодежной политики. Хотя эта проблема касается всех подразделений Комплекса социальной сферы - образования, культуры, здравоохранения и т.д., и не только его. На этом участке работы хватает всем. Увы! Кому-то надо что-то выкорчевывать, кому-то - наоборот - высаживать саженцы.

С.А.: Президент России В.В. Путин в своих докладах не раз останавливался на проблеме детской беспризорности. Ведь не секрет, что беспризорность ведет к росту детской преступности. Как Вы видите пути решения этой проблемы в Москве?

Людмила Ивановна Швецова: Главное в решении этой проблемы - профилактическая деятельность. А в кризисной ситуации - координация всех усилий, в том числе на межрегиональной основе. В городе создана система специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Работают три спецотделения в больницах, девять социальных приютов для детей и подростков, четыре социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних. В стационарные отделения специализированных учреждений для несовершеннолетних за десять месяцев 2007 года поступили 1972 ребенка. Кто они? Из общего количества воспитанников социальных приютов половину составляют москвичи, другую половину - жители регионов России, граждане стран СНГ и других государств. Мы называем цифру в две тысячи, а в банке персонифицированных данных о беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних мы имеем данные на 12,5 тыс. человек. Где они? В подворотнях, в переходах. Чем заняты? Это не может не тревожить всех - и городские власти, и общественность. Иногда они сами находят нас: когда наступает кризисная жизненная ситуация - звонят на «Горячую линию» Департамента социальной защиты.
С этой целью в рамках Года ребенка на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Красносельский» создана уже круглосуточная городская приемная для несовершеннолетних - звоните в любое время, не бойтесь крикнуть «SOS!», не стыдитесь своей «слабости»!

С.А.: Тема особого разговора - состояние здоровья молодежи, так как за последнее время алкоголизм и наркомания резко помолодели. Наши общественные организации исходят из того, что рост потребления наркотиков, психотропных веществ и алкоголя среди подрастающего поколения - это угроза национальной безопасности страны.

Людмила Ивановна Швецова: А игромания?! Казалось бы безобидная вещь - стоит подросток у монитора игрового автомата или компьютера, весь, как говорится, с ногами там. В другом мире. В мире азарта и страсти. В мире погони за удачей. Какая удача? Где и в чем она заключается? Он не осознает, что оказался в красивой ловушке. Но мы-то осознаем. Мы понимаем, что его оттуда надо вытаскивать, в буквальном смысле слова отдирать. Игромания - страшная зараза! Кстати, по этой новой болезни у нас не так много специалистов.

В Москве сегодня функционируют 28 государственных наркологических клиник, где бесплатно всем обратившимся оказывается помощь. У нас в этих клиниках порядка 3500 мест. Кроме того, мы имеем реабилитационную базу для этой категории больных - это еще где-то 400 мест.

Мы не устаем повторять: если у кого случилась эта беда, обращаться для лечения надо именно в наши государственные клиники. Потому что именно там работают самые лучшие специалисты, именно там эту работу ведут с полной ответственностью. А все рекламы частных клиник часто не стыкуются с той реальной лечебной программой, которая там есть. Кстати, мы недавно издали очень полезную книгу - она называется «Энциклопедия независимости». В ней рассказывается об этих трех бедах - наркомании, алкоголизме и игромании, даются советы, как не попасть на крючок этих ловцов юных жизней, куда обращаться, если проблема оказалась рядом с тобой или внутри самого себя. Эта энциклопедия попадет в руки родителей, классных руководителей, самих подростков, во все наши городские и школьные библиотеки. Бороться с этими пагубными страстями можно и нужно всем миром, всеми доступными нам средствами. Здесь не должно быть крайних: а мол, если медики лечат, правоохранительные органы наказывают распространителей заразы, то нам, остальной части общества и дела нет до проблемы. Нет! Дело это касается каждого из нас, потому что в зоне риска завтра может оказаться большинство наших детей. Мы имеем в городе положительные результаты по линии правоохранительных органов. К примеру, за девять месяцев этого года на 26% по сравнению с прошлым годом выросло количество изъятий наркотических и психотропных веществ, на 11 % сократилось количество выявленных преступлений, связанных со сбытом наркотиков. Но меня лично настораживает тот факт, что отсутствует положительная динамика в работе по пресечению деятельности организаторов и содержателей притонов для потребления наркотиков. Значит, эти преступники ловят наших детей более успешно и системно, нежели стражи порядка - преступников. Будем требовать ужесточения этой работы.

С.А.: Разумеется, Москву нельзя сравнивать, скажем, с Ригой, где русскоязычное население буквально сражается за право обучения своих детей в школах с родных языком преподавания. Не могли бы Вы вкратце обрисовать ситуацию с московскими, скажем так, «нерусскими» школами, где могут обучаться грузины, литовцы, азербайджанцы и т.д.?

Людмила Ивановна Швецова: Национальное образование в Москве имеет длительную историю. Уже в XVII веке в особых поселениях - слободах существовали татарские, немецкие, литовские, польские школы. Сегодня в Москве более 80 учебных заведений с этнокультурным компонентом. Среди них - общеобразовательные школы, дошкольные учреждения, учебно-воспитательные коллективы, воскресные школы. Московская система национального образования в ряде аспектов поистине уникальна. Могут возразить, что в ряде стран тоже есть армянские, русские и другие национальные школы. Однако они создаются внутри соответствующих общин, в местах их компактного проживания. А главное - и Германия, и Франция, и другие развитые страны, подписав Хартию языковых и национальных меньшинств, не обеспечивают их ресурсами, программами и помещениями, как у нас в Москве, а перекладывают все вопросы на сами общины.

Основная линия политики Правительства Москвы в отношении национальных школ состоит в том, что они являются именно государственными (как правило) школами с компонентом углубленного изучения национального языка и культуры, и при этом объединяют в своих коллективах учеников разных национальностей.

Мы не разделяем часто встречающееся мнение о том, что учет национального фактора вообще и в сфере образования в частности приведет к разобщению людей по национальному признаку и в конечном счете к ухудшению межнациональных отношений.
Такой результат возможен только при непрофессиональном, политизированном подходе к делу, который должен быть категорически исключен во всем, что касается национальной политики.

Но если образовательные учреждения с углубленным изучением национального языка, истории, культуры будут отличаться тем высоким уровнем, который требуется для достижения поставленных перед ними целей, мы сможем с оптимизмом смотреть в будущее межнациональных отношений, надеяться на взаимообогащение культур и упрочение гражданского согласия в нашем обществе.

С.А.: Людмила Ивановна, Вы являетесь президентом Международного женского форума (Россия). Как возникла идея создания такой общественной организации? Каковы ее цели и задачи?

Людмила Ивановна Швецова: Международный женский форум (МЖФ) - это всемирная организация выдающихся женщин, известных значительными и разнообразными достижениями. Ее члены объединились для обмена знаниями и идеями, формирования сетей поддержки и оказания влияния на общество. Через созданный им Фонд Лидерства Международный Женский Форум содействует подготовке будущих поколений женщин-лидеров.
Основанный в 1982 году МЖФ охватил своей деятельностью пять континентов, он располагает 60 филиалами в 21 стране. Сегодня его членами являются свыше 4200 женщин-лидеров из самых разных стран мира.

Почему я согласилась возглавить российское отделение Международного женского форума? Мне интересен зарубежный опыт женщин-лидеров, важна их поддержка женщин, которые входят в российские отделения МЖФ. Потому что сегодня в России не должно быть таких задач, которые можно было бы решать без участия женщин. Пока ситуация с востребованностью женского мировоззрения при принятии решений у нас плохая. Женщин, к сожалению, в государственной политике еще недостаточно.

Размышляя над этой проблемой, я пришла к неожиданному открытию -на женщину в политике не распространяется презумпция невиновности. Она должна постоянно доказывать, что нужна в государственной политике. Должен ли доказывать это мужчина? Никогда. Это воспринимается как аксиома. А женщина-лидер, к тому же молодая - всегда теорема, нуждающаяся в доказательстве.

Я начинала свою карьеру совсем молодой в советском обществе, в котором все было регламентировано. В том числе участие женщин в политике. Существовали даже в то время официальные нормативы присутствия женщин в органах власти. Так, в 1984 году в Верховном Совете СССР 35% депутатов составляли женщины. Это было такое гарантированное, но управляемое участие.

Новое поколение женщин России начинает политическую карьеру в условиях демократии. Замечательно, казалось бы, все дороги открыты. Но выясняется, что без регламентации стало еще тяжелее, потому что ничем не ограниченное мужское братство сомкнуло плотно локти и просто не подпускает женщину к руководству. Оказалось, что свобода часто хороша для того, кто сильный.

Нужно ли из-за этого отказываться от свободы? Нет, напротив, женщинам России, да и не только России, нужно учиться пользоваться свободой, устанавливая справедливость. Видимо в этом и есть призвание женщины, тем более молодых лидеров - освобождая себя, делать мир более справедливым.  Это тем более актуально для современной России. Сегодня в России общество, преодолевая эпоху потрясений, как никогда заинтересовано в развитии социальной сферы, культуры, укреплении физического и нравственного здоровья нации. Кто, как не женщина сможет успешно решить стоящие перед страной кардинальные проблемы?

Лидерство женщин растет по всей России, от Москвы до Камчатки. В органах власти субъектов Федерации сегодня женщины составляют 70%. К примеру, в Москве из 1500 депутатов муниципальных собраний - 788, или 52%, женщины. В Московской городской Думе из 35 депутатов - шесть женщин, в Правительстве Москвы -две женщины, в Санкт-Петербурге женщина-губернатор. Даже на крайнем Севере России, на Камчатке и в Карякии вице-губернаторы - женщины. Недавно две молодые сильные женщины стали министрами федерального Правительства.

С.А.: Но вас еще очень мало!

Людмила Ивановна Швецова: Да мало, и в Московском Правительстве нас только две. Я спрашиваю себя, что нужно сделать, чтобы женщины-министры, президенты крупных компаний, мэры и губернаторы перестали быть экзотикой в нашем обществе?

Первое - для миллионов женщин создать условия для успешного сочетания карьеры и семьи, рождения и воспитания детей. На это направлены целевые программы Правительства Москвы, прежде всего программа «Год ребенка».

Второе - специальные непрекращающиеся усилия по инициированию и поддержке женского лидерства для тысяч женщин, с высоким лидерским потенциалом. В Москве в этих целях эффективно работают молодежные палаты при Гордуме и муниципальных органах власти, отраслевые и территориальные молодежные советы, женские неправительственные организации.

Мы в России настойчиво продвигаем идеи Международного фонда лидерства и надеемся уже в следующем году существенно увеличить участие молодых женщин-лидеров из нашей страны в программе Фонда. Она создает уникальные возможности для молодых женщин в достижении профессиональных высот и влияния на изменения в их странах.

С.А. Говорят, талантливый человек - талантлив во всем. Я знаю, что Вы составитель многих поэтических сборников, генератор многих творческих проектов. А чем Вы еще любите заниматься в свободное время?

Людмила Ивановна Швецова: Сразу скажу: поэтом себя никогда не считала. Хотя, как и каждый человек не чуждый чувству прекрасного, в годы юности нередко переживала минуты переполнявшего душу вдохновения. Это то ощущение, о котором говорят: душа поет! У тех людей, кто одарен особым талантом, из таких вот родничков, видимо, и берет начало поэтическая смелость говорить миру что-то свое, особенное. Но их, настоящих поэтов, все же не так много. У большинства сограждан из отроческих поэтических переживаний, как правило, зарождается глубокая любовь к поэзии, которая остается с человеком всю жизнь, облагораживая своим духовным светом все в ней -и труд, и поступки, и устремления. Себя тоже причисляю к этой основной части человечества - любителей поэзии. В моей личной библиотеке за многие годы собралась солидная подборка книг, поэзии, прозы, лирики. Как-то мне попались на глаза небольшие новеллки о музах, вдохновлявших великих титанов мировой поэзии - Данте и Петрарки. О Беатриче и Лауре. Подумалось: а что я знаю о музах классиков нашей русской поэзии? Так зародилась страсть к поиску, выяснению, кому тот или иной поэт посвящал свой романс, сонет? В результате многолетней работы в нынешнем году мне посчастливилось составить поэтический сборник «Любовью память их согрета», вобравший лучшие лирические стихотворения Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Федора Тютчева, Александра Блока и Сергея Есенина. Мой краткий комментарий к ним позволит читателю не только насладиться их лирической поэзией, но и лучше узнать летопись жизни, уяснить, кто вдохновлял их на создание подлинных шедевров любовной лирики. У этой счастливой работы, надеюсь, будет продолжение.

Мешает ли это увлечение моей основной деятельности в Правительстве Москвы по руководству Комплексом социальной сферы нашего огромного мегаполиса? Нисколько. Наоборот, не раз и не два поэты помогали мне в общении прежде всего с молодежью. Когда собственный аргумент подкрепляешь удачным отрывком из пушкинского или есенинского стихотворения, всегда достигаешь большего эффекта и в жарком споре, и в доверительной беседе! Поэтому своим юным собеседникам всегда рекомендую составлять личные подборки лирики русской классической поэзии. Не прогадаете!

С.А.: Людмила Ивановна, Комиссия Общественной палаты по развитию благотворительности, милосердия и волонтерства, в которой я работаю уже два года, совместно с независимыми экспертами ее рабочей группы, достаточно эффективно работают над совершенствованием действующего законодательства в благотворительной сфере. Принятый по инициативе Общественной палаты федеральный закон о целевом капитале некоммерческих организаций и подготовленный при нашем непосредственном участии новый законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», надеюсь, создаст более благоприятные правовые и экономические условия для НКО и общественных организаций по развитию благотворительности в России. Каково Ваше отношение к благотворительности, которая может и должна стать эффективным инструментом по реализации социальной политики, какие видите проблемы в благотворительной сфере и перспективы их решения?

Людмила Ивановна Швецова: Я считаю, принятие закона о целевом капитале некоммерческих организаций и подготовку нового законопроекта о совершенствовании налогообложения и регулирования благотворительной деятельности НКО весьма своевременным и востребованным делом. Сегодня мы подошли к тому, чтобы создать и в государстве, и в обществе все необходимые стимулирующие факторы и условия для развития благотворительности.

Чтобы люди, в первую очередь сами потенциальные благотворители, осознавали, что благотворительность и меценатство, милосердие - это состояние души, а не разновидность прибыльного бизнеса. Кстати, такие выдающиеся российские меценаты как П.М. Третьяков, С.В. Морозов, Б.С. Бахрушин сумели оставить о себе добрую память не только у своих современников, но и у последующих поколений россиян. В частности, Павел Третьяков в свое время поставил перед собой цель создать галерею портретов выдающихся деятелей отечественной науки и культуры. И если мы сейчас посмотрим, кто изображен на этих портретах и кто их написал, то окажется, что мы имеем уникальное художественное собрание портретов наших великих соотечественников, написанных кистью выдающихся российских художников. Я, кстати, в канун 60-летия Великой Победы хотела провести подобную акцию в Москве, чтобы кто-то из нынешних филантропов, крупных предпринимателей и их благотворительных фондов заказал бы у известных современных художников портреты наших замечательных ветеранов Великой Отечественной войны. К сожалению, благотворителей, желающих принять участие в этой акции, так и не нашлось. Но я не теряю надежды, впереди празднование 65 годовщины Победы, и мы обязаны оставить благодарную память о ветеранах войны для наших потомков.

Что касается государства, то оно может поддерживать общественные и некоммерческие организации, имеющие опыт и свои собственные проекты по поддержке социально незащищенных категорий населения, а также проекты в области образования, культуры, науки. Это может быть государственный заказ на определенные социальные услуги, предоставление льгот на конкретные виды деятельности благотворительных организаций в общественно значимых сферах, частичное финансирование адресных социальных проектов НКО через их включение в государственные программы социальной поддержки населения, осуществляемые за счет бюджетных средств и т.д.

С.А.: Что Вы желаете нашим читателям, а заодно и себе в 2008 году?

Людмила Ивановна Швецова: Каждое новолетие - эта веха в развитии нашей Родины и ее столицы в судьбе любого человека. И мы всегда встречаем его с волнением и надеждой: что год грядущий нам готовит, какие радостные вести и испытания несет с собой...

И хочется пожелать читателям журнала «Признание», как и себе, чтобы этот новый 2008 год обошелся без потерь и невосполнимых утрат, потерь наших близких и родных людей, друзей, любимого дела. Чтобы в новом году было больше приобретений, больше радостных и счастливых дней, часов и даже мгновений. Желаю всем нам крепкого здоровья, благополучия, душевного комфорта и удачи в новом году!

Большое спасибо Вам, Людмила Ивановна, за очень содержательные беседы при подготовке этого интервью. Полагаю, что читателям журнала «Признание», людям, как правило, с активной гражданской позицией, Ваши интересные и неформальные ответы на наши вопросы представят несомненный интерес.

Признание. 2007-2008. № 44-45. С. 6-21.

Вы находитесь здесь: Статьи и мысли Социальное партнерство и благотворительность – залог успеха Москвы
Техническая поддержка сайта

 

 

Рейтинг@Mail.ru