Швецова Людмила Ивановна - Личный сайт. Блог Людмилы Швецовой

Обо мне

Страна должна подчиниться интересам семьи

Заместитель Председателя Государственной Думы о национальной идее, «платной» социалке и законотворческой работе.

« Я — командный игрок, но не боюсь высказывать и отстаивать свою точку зрения», - говорила она в интервью «Парламентской газете», будучи вице-мэром столицы по социальным вопросам. Перейдя с Тверской, 13 на Охотный Ряд, став депутатом от Москвы и заместителем Председателя Государственной Думы, Людмила Швецова свою позицию, судя по всему, не изменила.

О том, как должны приниматься решения

-    Дума прошлого созыва приняла  закон об охране здоровья граждан,  осенью планируется рассмотреть  закон об образовании, скорее всего,  будут какие-то изменения в пенсионном законодательстве. То есть сейчас, без объявления, что называется, войны, идет реформа  той социальной системы, к которой мы привыкли с советских времен?

-    Я думаю, что социальная политика, как вы говорите, «советских времен», изменилась уже достаточно давно. Оставляя принципы социального государства, которые закреплены в нашей Конституции, мы перешли на рыночные отношения и в этой сфере. Я хорошо помню, как восемь лет назад, летом, под занавес сессии, Государственная Дума принимала закон о монетизации льгот. Исполнительная власть Москвы, боролась за поправки к  документу всеми официальными и публичными способами. Помните, на улицы выходили люди, а в здании Думы делали антивандальные окна... Потом, кстати, признали, что закон  был принят поспешно, а вдогонку ему полетели поправки. Хотя в принципе, и я об этом  говорила еще тогда, монетизация льгот, безусловно, назрела. Но ее надо было не «протаскивать», а оценив все риски и возможные последствия,  делать так, чтобы люди за это сказали «спасибо». Да, есть решения, которые необходимо в силу разных причин принимать. Часто  они бывают непопулярными. И общество к ним надо готовить: честно объяснять плюсы и минусы, дискутировать, идти на компромиссы, смягчать удары для самых уязвимых слоев населения. Кстати, депутаты нашего созыва не стали молниеносно рассматривать законопроект об образовании, перенесли его на осень. Для начала мы собираемся его очень серьезно обсудить и с экспертами, и  с общественностью, провести внутренние думские обсуждения.

-    Но Минобрнауки сказало, что обсуждение уже закончено.

-    Это на их уровне закончено. Формально проект закона в Думу еще не внесен. Но депутаты, перед принятием закона, который будет затрагивать интересы каждой российской семьи,  обязаны посоветоваться со своим электоратом и экспертами. Осенью  под эгидой Комитета по образованию будут проведены «круглые столы», парламентские слушания, куда мы пригласим нового министра образования, педагогов из регионов, родителей, студентов и учащихся, -  словом, всех заинтересованных лиц. Мы  выслушаем их аргументы, обсудим   со специалистами и только тогда сможем принять взвешенное решение.

-    Людмила Ивановна, спрошу напрямик: есть ли «команда» сбросить социалку с плеч государства?

-    Вы слышали, что сказал Владимир Путин? Что деньги, и немалые, выделенные из бюджета на социальную сферу, никто сокращать не имеет права. Каждый гражданин должен четко понимать рамки ответственности государства. Например, обеспечить курс химиотерапии  для ребенка, больного онкологией — обязанность власти, привлекать благотворителей  здесь просто не прилично.  А вот если семья одаренного  ребенка, который играет на скрипке и метит достичь мастерства самого Спивакова, требуется купить квартиру — тут, думаю, могут помочь спонсоры. Сейчас у нас в полную силу начинает действовать 83-й Закон, который дает возможность государственным учреждениям предоставлять платные услуги.  Я не противница платных услуг в том случае, если  полностью отработаны и соблюдаются  стандарты  доступных бесплатных услуг.  Президент страны в своих предвыборных статьях совершенно справедливо отмечал, что надо дать еще большие возможности для получения дополнительного образования детям из многодетных и малообеспеченных семей. Я с этим полностью согласна. Государство должно сохранять гарантии социальной устойчивости, возможности культурного и духовного развития  для социально незащищенных  категорий наших граждан.

О том, что такое  основной инстинкт государства и в чем заключается национальная идея

- В нашей стране уровень безработицы — один из самых низких в Европе, а количество льгот и пособий увеличивается год от года. Не лучше ли законодательно закрепить достойный прожиточный минимум, потребительскую корзину, минимальную заработную плату, наконец?

-    Абсолютно согласна с тем, что во главу угла социальной политики надо ставить не «собесовскую» раздачу пособий, а политику заработных плат и пенсионного обеспечения. Если будет достойная оплата за труд, то люди сами смогут отвечать и за свою жизнь, и за жизнь своей семьи. Мы к этому идем, но сразу переломить ситуацию не получается.  А как жить семье здесь и сейчас, если работодатель у нее — государство? Папа, например, врач, мама — учительница, у них двое несовершеннолетних детей. Что, скажите, реально может позволить себе эта семья? В лучшем случае, нормально питаться, скромно одевать детей. Но полноценный летний отдых детей родители обеспечить не смогут, улучшить свои жилищные условия тоже, даже сходить в хороший театр или на концерт для них проблематично.  Такие семьи, хотя они не являются льготниками, надо поддерживать доступным летним отдыхом, дополнительным образованием детей.   Когда твердят, что у нас льгот больше всех в мире, это, мягко говоря, неправда. В разгар мирового кризиса 2008 года я читала рекомендации  Всемирного банка  руководителям государств. Там говорится, что поддержка семей с детьми такими консолидированными  мерами,  как льготный или бесплатный отдых,  спорт, обучение,  дополнительное образование и так далее  –  необходимое условие сохранения стабильности государства.  Ведь главное для нормальных родителей, независимо от достатка, знать, что у их детей есть равные  возможности для роста и развития.

- И все-таки, не порождает ли такая  глобальная поддержка «семей с детьми» социального иждивенчества?

-     Безусловно, среди тех, кто получает социальную помощь от государства, есть люди безответственные, тунеядцы. Либо те, кто просто обманывают государство, показывая, например, свои нулевые доходы для получения льгот.  Безусловно и то, что помощь  должна быть более адресной. Это — общие положения. Но в каждом обществе есть  приоритеты, которые имеют стратегическое значение. В нашей стране им является  демографическая ситуация. И поэтому сегодня мы обеспечиваем получение материнского капитала, который стимулирует семью к рождению второго ребенка. Со следующего года  вводится ежемесячная выплата по уходу за третьим ребенком от полутора до трех лет в размере семи тысяч рублей вместо сегодняшних пятидесяти рублей. Повторюсь: сегодня, на мой взгляд, нет ничего  важней того, чтобы в российских семьях было, как минимум, два-три ребенка. Воспроизводство населения, если хотите, это — основной инстинкт государства, от этого зависит его жизнеспособность.  Помните, 2007 год был объявлен в Москве Годом ребенка...
-    … москвичкам резко увеличили пособия при рождении ребенка, выплаты на детей, многодетными, а значит, и получателями льгот, стали  семьи даже со взрослыми старшими детьми.

Да, суммы из бюджета были выделены солидные, но перелом произошел не только в плане материальном, но и моральном. Город подчинили интересам семьи. Городское сообщество настроили на эти интересы.  Иметь детей во многих семьях стало  модно, престижно.  Регион стал одним из первых, где поддержка детей и их родителей стала доминантой все социальной политики. Результат — непрекращающийся, Слава Богу, до сих пор, рост рождаемости.  Но в ближайшие годы мы можем столкнуться с естественным спадом – причем, по всей стране. За последние 15 лет, согласно общероссийской статистике, число молодых женщин детородного возраста сократилось вдвое.  К 2020 году тех, кто реально готов продолжать род, будет еще меньше. Убыль по роженицам может составить до ста тысяч человек за десятилетие. Поэтому, чтобы мы остались нацией, чтобы успешно осваивали свои огромные территории, надо стимулировать рост рождаемости. Причем поддерживать нужно не только многодетных и молодых, но и, скажем, женщин, которые решаются на материнство в достаточно зрелом возрасте. Я понимаю, что призывы родить – это утопия. Что бы в них ни говорилось, решение принимают двое. Или даже одна. Но государство должно создать условия, которые приведут человека к такому решению и избавят потенциальную маму от дилеммы "карьера-ребенок".

Еще нужно повысить ответственность работодателей. Надо стимулировать заинтересованность бизнеса в сотрудницах с детьми. Скажем, сокращением рабочей недели и года, выплатой материальной помощи либо какими-то иными способами. Интересно было бы посмотреть на старый американский опыт:  у Генри Форда на заводах,  к примеру,  отец одного ребенка получал меньшую зарплату, чем отец пяти детей. На той же работе. И, наверное, это было  справедливо, потому что  на его обеспечении находятся будущие работники, которые через несколько десятилетий внесут свой вклад в создание какого-то экономического или духовного продукта.

Не могу не отметить, что очень своевременно в этой связи под эгидой Совета Федерации, ее Председателя Валентины Матвиенко и сенатора от Москвы Зинаиды Драгункиной была разработана Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Президент уже подписал Указ об ее исполнении. Детям станет лучше жить в стране, а если  все будет реализовано, как задумано, то население России пойдет по пути роста.

-    Знаю, что вы тоже выступаете за эту стратегию.

- Всецело ее поддерживаю. И в прессе не раз по этому поводу выступала. Если мы научимся как следует заботиться о детях, то будем не просто жизнеспособным, а цивилизованным и развитым государством. Инвестиции в ребенка, его образование, здоровье, культурную и спортивную составляющую приведет к расцвету каждой конкретной личности, а, значит, и всего общества. Для этого нужны не только материальные усилия государства, но и социальная ответственность работодателей всех форм собственности, которые должны создавать хорошие рабочие места для родителей. Необходима помощь религиозных конфессий, средств массовой информации, творческих союзов, благотворительных организаций, просто неравнодушных людей... Недаром план называется «национальный». Мне кажется, он — и есть та идея, которую так долго мы ищем.

Подрубрика: Очень личное

Монолог о  работе

-   Уйдя с поста заместителя мэра Москвы, я все равно осталась внутри нашего города. Я просыпаюсь ночью и вспоминаю свои двадцатикилограммовые чемоданы с почтой, два телефона под подушкой, которые могли зазвонить в любое время и тогда я должна была подняться в любой час дня и ночи и выехать на объекты, где происходили какие-то кризисные ситуации... Работа в  органах исполнительной власти – это одна из самых напряженных,  самых сложных и самых ответственных работ, которые бывают во власти. Потому что, когда от тебя лично зависит то, как, хорошо или плохо живут люди, это очень трудная работа. Я преклоняюсь перед теми, кто работал там до меня, работают после меня, трудятся в других регионах, потому что исполнительная власть ответственна за судьбы людей, и, если ты честно к этому подходишь, это очень тяжело.

В законодательную власть меня, что называется, «судьба вырулила». Это ни в коем случае не вынужденная посадка. Я могла бы, наверное, еще работать мэрии, но осознала, что  мой 18-летний  набор  знаний, умений, навыков мог бы быть  полезен не только для одного города, но и для всей России. Как депутат я имею и возможность, и право, и необходимость участвовать в обсуждении и принятии решений. И мне эта работа интересна. Я даже не думала, что она меня до такой степени захватит, до такой степени я прочувствую ее важность и необходимость. Раньше у меня, как и у многих обывателей, представление о  Государственной Думы сводилось к тому, что «ну, сидят там люди, тратят время, просиживают штаны, а решения-то принимаются совсем в другом месте». Теперь я знаю: это не так.  Когда я погрузилась  в  эту работу, посмотрела, как она скрупулезно выполняется, как взвешивается буквально каждое слово, которое потом выносится на обсуждение и по которому станут жить люди,  у меня появилось  глубокое уважение ко всему, что здесь происходит.

Постскриптум

Это интервью Людмила Ивановна Швецова дала «Парламентской газете» до того, как случилась трагедия в Краснодарском крае. Естественно, она не могла остаться в стороне. В минувшую субботу она направила телеграмму в адрес краевой администрации. И как все ее коллеги по фракции «Единая Россия», отправила материальную помощь пострадавшим.
В телеграмме, направленной губернатору Краснодарского края А.Н. Ткачеву, говорится:

Уважаемый Александр Николаевич!

С чувством глубочайшей боли воспринимаю вести из Краснодарского края. Природная стихия ударила по жемчужине России – по краю, который всегда дарил нашим гражданам тепло, здоровье и радость. Жертвами последствий наводнения стали десятки человек, жителей и гостей Геленджика и Крымского района. В этот горький час вам сострадают миллионы россиян, искренне любящие ваш край и желающие ему стойко перенести это стихийное бедствие, боль человеческих утрат.

Краснодарцы проявляли настоящий героизм, бросаясь на выручку друг к другу, жертвовали собой ради спасения чужих жизней.

Прошу передать мои глубочайшие соболезнования семьям погибших.

Искренне сочувствую всем краснодарцам.

С Вами всегда и особенно – в эти тяжелые, трагические для всей страны дни и часы».

Людмила Швецова, заместитель Председателя Государственной Думы России.

Материал из "Парламентской газеты" от 13 июля 2012 года.

Вы находитесь здесь: Обо мне Страна должна подчиниться интересам семьи
Техническая поддержка сайта

 

 

Рейтинг@Mail.ru