Швецова Людмила Ивановна - Личный сайт. Блог Людмилы Швецовой

Блог Людмилы Швецовой. Мои увлечения

Книга 3. Любви старинные туманы

Идея создания  предлагаемой читателю антологии родилась несколько лет назад. Готовясь к презентации поэтического сборника своей подруги, поинтересовалась: имеется ли специфика в женской лирике как таковой? Если есть, то в чем она состоит и чем богата история развития этого подвида отечественной словесности? Оказалось, здесь много интересных и поучительных страниц. Без некоторых женских  имен трудно сегодня вообще представить полную картину поэтического процесса России XIX и XX веков. Многим же женщинам-поэтессам суждено было оказаться в забытьи. Мужчины-поэты неохотно уступали место на тесной площадке Парнаса представительницам слабого пола, которые в своих стихах стремились донести до читателя откровения своих женских сердец, с радостями, тревогами, надеждами и разочарованиями. Только в первой половине девятнадцатого века начинают появляться одобрительные отзывы о женской поэзии.

«Женщина лучше, нежели мужчина, может изображать женские характеры, и ее женское зрение всегда подметит и схватит такие невидимые оттенки в характере или положении женщины, которые всего резче выражают то и другое, и которых мужчина никогда не подметит», - так, представляется, справедливо высказывался в 1840 году Виссарион Белинский. Чуть ранее приветствовал появление в России женщин-поэтесс и А.С. Пушкин. В опубликованной в «Литературной газете» рецензии на «Денницу на 1830 год» он писал, в частности: «В сем альманахе встречаем имена известнейших из наших писателей, также стихотворения нескольких дам: украшение неожиданное, приятная новость в нашей литературе».

Мы отсылаем читателя к двум авторитетным свидетельствам только потому, что всего за несколько лет до этого женщина, у которой пробуждалась тяга к поэзии, могла проявить свой талант не иначе, как публикуя собственные стихотворения под псевдонимом… причем, мужского рода. Девушкам, женщинам в подобного рода занятиях светское общество вообще отказывало. И такой точки зрения придерживались не одни снобы. Еще в 1826 году поэт Евгений Баратынский, предостерегая современниц - красавиц против увлечения литературными занятиями, запугивал их:

Не трогайте Парнасского пера,
Не трогайте, пригожие вострушки!
Красавицам немного в нем добра,
И им амур другие дал игрушки.
Любовь ли вам оставить в забытьи
Для жалких рифм? Над рифмами смеются,
Уносят их Летийские струи:
На пальчиках чернила остаются.

Однако время брало свое. Рифмам, поэтическому вдохновению начинало отдавать предпочтение все большее и большее число девушек, которым посчастливилось получить в те годы прекрасное домашнее образование. И их творчество все чаще удостаивалось общественного признания.

Можно приводить немало примеров, свидетельствующих об этом. С первыми  опытами совсем юной Елизаветы Кульман познакомился И.В. Гете, высоко их оценил, предсказывал необыкновенно одаренной девушке славное будущее. К сожалению, жизнь ее оборвалась в раннем возрасте. В год, когда погиб А.С. Пушкин, были изданы «Опыты в стихах 15-летней Елисаветы Шаховой». И хотя произведения ее были далеки от совершенства, за новый свой поэтический сборник, вышедший спустя два года, она удостоилась даже царской милости: Николай I подарил ей фермуар и перстень с бриллиантом. Правда, поэтессы из Елисаветы Шаховой не вышло, вскоре она удалилась в монастырь. Свою дань увлечению поэзией отдавала и мать композитора Даргомыжского Мария Даргомыжская. Можно  было бы назвать и десятки других имен. А в «серебряный век» женская поэзия переживала уже бурный взлет. Тому во многом способствовал размах борьбы женщин за равноправие с мужчинами во всех сферах общественной жизни.

В предлагаемом сборнике читатель встретится как с поэтессами, чье творчество оставило заметный след в отечественной литературе, так и с теми творчески одаренными девушками и женщинами, поэзией которых восхищались современники, а затем судьба была неблагосклонной к их наследию. Они мало издавались, стихотворения их замалчивались критикой. Так, за весь девятнадцатый век вышло всего два-три обзора женской литературы в России:  «О русских писательницах» (1847), «Русские писательницы прошлого времени» (1861), «Современные русские поэтессы в портретах, биографиях и образах» (1905) и др.

Книги отдельных поэтесс хоть и не так часто, но все же издавались, а вот общие сборники женской поэзии появились лишь в последние десятилетия двадцатого века. Можно упомянуть хотя бы: сборник «Русские поэтессы XIX века» (1979), где представлены стихи поэтесс XVIII и XIX столетия; «Сто жемчужин. Любовная лирика русских женщин-поэтесс XX в.» (1989); «Сто одна поэтесса Серебряного века» (2000). В нашем издании читателю представляется возможность познакомиться с творческой сокровищницей более тридцати женщин, начиная со средины восемнадцатого столетия до начала двадцатого. Кое-кто выступает на страницах антологии лишь с одним стихотворением, другие одарят читателя целыми подборками любовной лирики своего времени. Представляется, что заметная разноголосица, разностилье их творчества, вобравшее в себя каноны как классицизма, романтизма и реализма, так и символизма, декадентских веяний начала двадцатого века, не помешают и сегодня уловить тончайшее звучание душевных струн их авторов, биение их сердец, понять глубину личных переживаний при встречах и расставаниях со своими любимыми. Желающий услышать непременно услышит, почерпнет для себя что-то ценное и доброе из женской поэтической исповеди, которой уже исполнилось и полтора и даже два столетия.

Свою антологию мы выстраиваем по годам рождений поэтесс; помещаем краткие отзывы об их творчестве, прозвучавшие из уст поэтов, писателей, литературных критиков. Стихи, публикуемые в данном томе, сопровождаются иллюстративным материалом художника Николая Носова, а также репродукциями картин, фотографиями. В антологии использованы также рисунки самих поэтесс, которыми они оформляли свои издания, выходившие при их жизни.

И еще одно. В книгу включен своеобразный «Дамский дневник». В те времена каждая образованная девушка вела свой дневник или заводила альбомчик, куда друзья и именитые гости вписывали свои стихи, дружеские пожелания. Известный деятель русской культуры Я.К. Грот опубликовал в свое время странички из дневника поэтессы Анны Буниной. Мы позаимствовали эту идею, и на специально оформленных страничках дневника воспроизводим занимательные факты из истории женской поэзии в России.

Одна из поэтесс как-то обранила мысль: мир наполнен страданием и любовью. Возможно, что эту ноту уловит и читатель в предлагаемой антологии женской любовной лирики.

Пусть каждый, вчитавшись  в лирические строки поэтесс минувших эпох, сам вынесет свой суд о силе страсти, безумстве любви, о ее торжествующей победе над сердцами юношей и девушек, вступающих во взрослую жизнь! Одно бесспорно: у тех,  кто влюблен и любим сегодня, эта  многоголосая поэтическая исповедь вызовет не одно сопереживание. Она облагородит поступки и чувства, обогатит собственную любовь горькими и светлыми уроками прошлого, придаст ей крылья.

Что касается специфики женской поэзии, с чего, собственно, и зарождался замысел этой книги, то сегодня можно уверенно утверждать: такой проблемы нынче вообще не существует. Лирика наших современниц завоевала прочное место в едином творческом потоке отечественной литературы. Истина эта не подлежит никакому сомнению.

Людмила Ивановна Швецова
.

Вы находитесь здесь: В часы отдыха Книга 3. Любви старинные туманы
Техническая поддержка сайта

 

 

Рейтинг@Mail.ru